Российский Су-57 и китайские дирижабли
№ () от 26 ноября 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Что показал 15-й Китайский международный аэрокосмический салон China AirShow 2024 в Чжухае? Главное – растёт скорость появления новых и нетрадиционных решений в авиастроении с перспективой их внедрения в жизнь в самое ближайшее время. И Китай здесь на самой передовой линии. Россия, в свою очередь, продемонстрировала отлаженное производство военной авиационной техники самого высокого «разлива», без ложной скромности предложив зарубежным покупателям экспортный вариант истребителя пятого поколения Су-57, который к тому же прошёл проверку боем на специальной военной операции. Понятно, что представители «недружественных стран» могли только посмотреть фантастический пилотаж в исполнении лётчика-аса Сергея Богдана на этом самолёте да поскрипеть от зависти зубами и помечтать о том, что американцы что-нибудь близкое по характеристикам и для них придумают и сделают. А для нас, граждан России, экспортные контракты на технику пятого поколения есть важнейший маркер – промышленность способна удовлетворить самые высокие требования отечественных военно-воздушных сил и есть задел, над которым уже работают светлые головы в конструкторских коллективах. Не последнее предлагаем и продаём.
Робот поля боя
По телевидению с удовольствием крутят ролик, где в главной роли невероятно шустрый робот-собака, преодолевая разнообразные препятствия, мчится к поставленной цели. Китайский робот-собака. Человек такой скорости может только позавидовать. И военные, в частности, тоже. Такие роботы на линии боевого столкновения способны фактически заменить штурмовые подразделения. Например, забросить взрывчатку во вражеские окопы и укрепления, уничтожить опорник. Бойцам из плоти и крови останется только занять и окончательно зачистить вражескую позицию, закрепить успех. Таким роботам, естественно, предполагается роль расходного материала, но жизнь человека дороже. К тому же высочайшая подвижность говорит о высокой способности «убежать» от ФПВ-дронов противника. Нарвались роботы на мины? Жаль, конечно, но железяки в итоге сделают в минном поле безопасный проход для людей.
Вопрос только в количестве таких боевых роботов в войсках, это не должны быть уникальные единичные экземпляры. Эффект проявится, когда счёт пойдёт на тысячи. Но именно китайские производители техники многократно доказывали всему миру, что они способны тиражировать что угодно и в каком угодно количестве. Так что к ставшим привычными воздушным дронам скоро явно присоединятся наземные. Не относительно медлительные мини-бронетранспортёры и танки, а быстрые роботы-бойцы.
К тому же сейчас стало обыденной практикой забрасывать передовым отрядам в зоне боевых действий с помощью беспилотников воду, медикаменты, питание, когда подвоз невозможен из-за работы артиллерии иди дронов противника. Что мешает нагрузить всем этим добром быстроногих роботов-собак? Картину боевых действий такая техника изменит кардинально. Главное, не проспать очередную революцию, очередную ступень в развитии военных технологий – враг не дремлет.
Дирижабли – это современно!
Корпорация AVIC не только покоряет гиперзвук, но и занята воздухоплавательной техникой. На выставке демонстрировала пассажирский дирижабль AS700. Он сертифицирован для полётов, первый серийный аппарат уже передан заказчику. Так вот, на авиасалоне подписаны контракты на поставку 174 таких дирижаблей! Крупнейшим заказчиком стала «Инвестиционная группа по городскому строительству Цзинмэнь» – она приобрела первый борт за 3, 47 млн долларов и заказала ещё 60 единиц.
А у нас до сих пор ведутся дискуссии, нужны дирижабли или нет, есть ли у них будущее? Американцы с помощью дирижаблей контролируют границу с Мексикой, побережье, это идеальный и дешёвый в эксплуатации радар ПВО, который с высоты прекрасно видит низколетящие цели на фоне земли, их используют как ретрансляторы телевизионных сигналов и для раздачи Интернета.
AS700 рассчитан на 10 пассажиров включая пилота, развивает скорость до 100 км/ч при дальности 700 км и автономности 10 часов. На испытаниях дирижабль совершал 13-часовые перелёты на дальность 1000 км.
Профессий конкретно у AS700 будет несколько. Аэрофотосъёмка, городской мониторинг, согласитесь, это значительно более дешёвая альтернатива вертолётам, и экскурсии для многочисленных туристов. Это далеко не самый большой дирижабль, но лиха беда начало. В России энтузиасты спроектировали гиганты с колоссальной дальностью и грузоподъёмностью до 600 тонн – а толку? О практическом изготовлении даже опытных образцов не слышно. Обидно, отечественной школе дирижаблестроения тоже есть что предложить миру.
Беспилотные перспективы
То, что беспилотники в приоритете у китайского военно-промышленного комплекса, Чжухай показал во всей красе. Возьмём беспилотный транспортный самолёт CH-YH 1000. Его грузоподъёмность – свыше тонны, автономность – около десяти часов, практический потолок – 8 тыс. метров. Это беспилотник-амфибия, способен взлетать и садиться как на землю, так и на воду! Понятно, что сделан он с прицелом на военное использование, но и на гражданке его способности, без сомнений, будут востребованы.
Под этот аппарат китайские инженеры также сделали крылатые контейнеры CH-103 с полезной нагрузкой 200 кг, способные приземляться в заданную точку с точностью до сотни метров. То есть транспортный дрон сбрасывает с высоты тоже фактически транспортные БПЛА. И это только малая часть военного и гражданского функционала беспилотной амфибии.
Есть и чисто военные БПЛА. Ударный беспилотный летательный аппарат FH-97A, как самолёт-матка, способен выполнять воздушный пуск как минимум 12 барражирующих боеприпасов.
На авиасалоне показали видеосюжет с элементами компьютерной графики, с огромным разведывательно-ударным БПЛА CH‑7, выполненным по схеме летающее крыло. Возможно, это уже не проект, а выход на первые опытные экземпляры. Китайская пресса утверждает, что лётные испытания уже начались. По информации газеты Global Times, размах крыла этого аппарата составляет 26 метров (!), максимальный взлётный вес составляет 10 тонн. Заявленные лётные характеристики впечатляют: максимальная высота полёта – 15 километров, скорость – до 930 км/ч, автономность – 15 часов. Вышел CH-7 на эти показатели или нет, неизвестно, но то, что у Китайской народной армии на подходе дрон стратегического класса, – факт.
Про грузовой беспилотник-гигант W5000 компании Air White Whale «АН» уже писали, его грузоподъёмность – свыше 5 тонн, дальность – 2600 км, крейсерская скорость – 526 км/ч. Рассчитан на стандартные транспортные контейнеры и поддоны и предназначен для эксплуатации на аэродромах общего назначения и для полётов в обычные аэропорты гражданской авиации. В Air White Whale утверждают, что один пилот-оператор с земли способен контролировать сразу пять таких транспортников. Документы на сертификацию беспилотника уже поданы, начало поставок в авиакомпании назначено на 2026 год. Революционная «штучка», способная серьёзно поколебать позиции пилотов гражданской авиации. Заметим, западные компании пока ничего подобного не предлагают.
Ещё один фактически беспилотник – китайский истребитель шестого поколения. Проект, конечно. Показали его полноразмерный макет, то есть работа над самолётом идёт вполне серьёзная. Внешний вид, правда, озадачивает, истребитель похож на технику из голливудских фантастических фильмов. Но китайская корпорация AVIC в глупостях до сих пор не замечена. Заявлено, что присутствие в кабине лётчика будет опцией, основной упор делается на использование искусственного интеллекта. Самолёт будет гиперзвуковым, рассчитывают, что его скорость будет достигать 5 Махов, это около 6 тыс. км/ч, дальность – 7000 км, практический потолок – 30 км. Как говорится, ещё немного, и получится не самолёт, а космолёт.
За «Байкал» придётся отвечать
Президент утвердил перечень поручений правительству Российской Федерации по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума, состоявшегося 5 сентября 2024 года. Опубликованы они на официальном сайте Кремля.
Авиатранспортная тематика в них присутствует: «...с учётом ранее данного поручения ускорить утверждение комплексного плана мероприятий по развитию воздушных перевозок внутри Дальневосточного федерального округа, направленного на обеспечение роста объёма таких перевозок к 2030 году не менее чем до 4 миллионов пассажиров в год. Срок – 1 декабря 2024 года».
В поручениях выделено и наболевшее – собственно, речь о технике, которая должна обеспечить внутрирегиональную транспортную доступность: «принять решения, направленные на ускорение разработки и производства воздушных судов для малой авиации, в том числе лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал» (с учётом начала его поставок не позднее 2026 г.), обеспечив конкурентоспособность таких воздушных судов за счёт их стоимости и лётно-технических характеристик и предусмотрев реализацию программ государственной поддержки, в том числе программ льготного лизинга для российских авиакомпаний, в целях разработки, производства и поставок указанных воздушных судов». Срок исполнения поручения – до 15 февраля 2025 года.
Согласно программе развития авиатранспортной отрасли, первые поставки лёгких многоцелевых самолётов ЛМС-901 «Байкал» в авиакомпании должны были состояться в текущем, 2024 г. (5 единиц), всего до 2030 г. предполагается произвести 154 таких самолёта. Сейчас из поручения видно, что сроки сдвигаются на два года. Заметно, что у В. Путина терпение заканчивается. В гражданском авиастроении у нас главное слово сегодня – «импортозамещение». Сначала строили «Суперджеты», МС-21, тот же «Байкал», они были сделаны из импортных комплектующих и с импортными силовыми установками, а теперь их мужественно импортозамещаем. Надвигается ещё одна проблема – МС-21-310 в двухклассной компоновке летает на дальность до 5100 км. Выход нашёлся – уберут одну секцию фюзеляжа, лайнер для дальних маршрутов станет короче на 8 метров, таким образом количество пассажиров уменьшится до 140–150 человек. Это обычная практика всех мировых производителей, так поступают со своими лайнерами, повышая дальность, и «Боинг», и «Эйрбас». В туполевской линейке базовый Ту-204‑100 был типичным среднемагистральным самолётом, а дальнемагистральный вариант, который летал в авиакомпании «Владивосток Авиа» Ту-204-300 без проблем мог лететь из Калининграда до Владивостока без посадок. Между первым полётом Ту‑204-100 в 1993 г. и первым полётом дальнемагистральной версии прошло целых 10 лет. Этот лайнер короче прародителя Ту-204-100 на 6 метров, но максимальная дальность достигла солидных 9250 км или 6400 км с полной коммерческой нагрузкой. Но количество пассажиров на Ту-204‑300 при одноклассной компоновке (эконом) не превышает 164 про- тив 210 у базового Ту-204-100.
Надо отметить, укороченная версия МС-21 предполагалась изначально, просто санкции вынуждают ускорить процесс. Разработка эскизного проекта укороченной модификации отечественного среднемагистрального лайнера МС-21-210 обойдётся в 2024–2025 гг. в 1, 94 млрд рублей. А пока по мере выбывания дальнемагистральных лайнеров западного производства надо готовиться летать на Дальний Восток из европейской части страны с посадкой на дозаправку топливом.