Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Петербург → Общество

Деньги со счетов «подозрительных» клиентов отдадут Банку России

, 10:21

Накопления вкладчиков и владельцев иных банковских счетов, закрытых по решению кредитной организации, будут храниться на специальных счетах в Центральном банке РФ. Их возврат добросовестному потребителю может затянуться на неопределенный срок.

Вступивший в силу с 2 июля федеральный закон об ужесточении финансового контроля делегирует кредитным организациям право не заключать или расторгнуть договор с подозрительными клиентами. В частности, счет может быть закрыт, если его владелец в течение календарного года совершил хотя бы две сомнительные с точки зрения банковской службы контроля операции или отказался предоставлять подтверждающие легитимность своих доходов документы. При этом кредитная организация должна за два месяца письменно предупредить клиента о расторжении договора. Если в течение этого времени он не заберет остаток средств или не поручит перевести их на другой счет, они должны быть переданы в Банк России.

Согласно новым правилам, подписанным председателем Центрального банка РФ Эльвирой Набиуллиной, каждой кредитной организации должен открываться единый спецсчет для зачисления накоплений всех «подозрительных» клиентов, вне зависимости от их количества. Начислять проценты за хранение таких средств Банк России не будет.

Для возврата своих денег гражданин или организация должны обращаться в банк, с которым был заключен договор. Идентифицировав бывшего клиента, кредитная организация направляет соответствующее заявление в Банк России. Только после его обработки средства будут возвращены вкладчику или владельцу иного закрытого счета.

Формально все операции по спецсчету должны совершаться бесплатно и в течение всего двух рабочих дней. В то же время никто не запрещает коммерческим кредитным организациям вводить тарифы за формирование запроса, возврат средств бывшего клиента и иные услуги. Кроме того, заявления должны направляться исключительно в письменной («бумажной») форме, а потому их пересылка может занять неопределенное время.

Напомним, что до сих пор банки должны были доказывать обоснованность своих сомнений в легитимности совершаемых клиентами операций. Так, Ленинградский областной суд признал незаконными действия «Ситибанка», ограничившего доступ частного клиента к счету из-за отказа предоставить запрошенные документы и не убедившего служителей Фемиды в сомнительности проводимых гражданином операций.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram