Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 49(391) от 18.12.2013

Борьба за независимость

, 17:32

Российские власти предпринимают очередную попытку скорректировать многострадальный ЕГЭ. В ближайшее время в России стартует эксперимент, в рамках которого Единый экзамен будет проходить не в школах, а в специально организованных независимых центрах. Его цель – лишить заинтересованных лиц возможности влиять на результаты экзаменов. Или по крайней мере максимально сузить «коррупционные лазейки».

Эксперимент покажет

С инициативой создания независимых центров выступил глава Республики Коми, Рособрнадзор предложение поддержал. В этом регионе эксперимент и начнётся в наступающем году.

«Это будет первый опыт создания Независимого центра проведения ЕГЭ в масштабах всей страны, – поясняет Дмитрий Беляев, первый заместитель министра образования Коми. Если в Республике Коми центр докажет необходимость своего существования и эффективность, то опыт будет транслироваться и на другие субъекты. В настоящее время уже идут переговоры по данному проекту с Рособрнадзором, обговариваются сроки. Ведь требуется время, например, на подготовку независимых экспертов – не только республиканских, но и из других регионов. Также решается вопрос о федеральном финансировании, потому что только в этом случае проект можно будет считать независимым».

«Сам занимался организацией и проведением ЕГЭ на уровне района, поэтому прекрасно понимаю, что процедура должна проводиться не в стенах школ, – продолжает тему Валерий Максименко, доцент Коми Республиканского института развития образования. – Создание независимых центров точно имеет смысл. По крайней мере мы должны попробовать этот вариант. Насколько он эффективен и поможет ли в борьбе с нарушениями? Думаю, покажет время. Но это новое решение уж точно не хуже той системы, которая существует».

Нужно или нет?

Разговоры о создании независимых центров начались после множества скандалов вокруг ЕГЭ, связанных с использованием мобильных телефонов, заранее известными ответами, списыванием и другими незаконными ухищрениями школьников. Не секрет, что в высоких баллах заинтересованы не только сами абитуриенты и их родители, но и учителя, администрация школ и даже регионов. Работа педагога оценивается в том числе и по результатам его учеников. (Хотя бывают и обратные ситуации. Например, родители выпускника одной из региональных школ рассказали корреспонденту «АН», как преподаватель попросил отличника специально сделать на ЕГЭ парочку ошибок, чтобы избежать лишних проверок в связи с написанной на сто баллов работой. – Прим. авт.) Поэтому идея создания независимых центров и оказалась столь привлекательной: именно в них видится способ оградить заинтересованных лиц от возможности повлиять на результаты госэкзамена.

Тем не менее среди учителей и родителей есть мнение, что коррупционные нарушения сохранятся и при новой системе. Два года назад, когда обсуждения независимых центров только начинались, по данным опроса ВЦИОМ, лишь 32% опрошенных одобрили идею передать им полномочия. «Это выльется в ещё один надзирающий орган, ещё одну ненужную чиновничью структуру. Существующее положение дел устраивает очень многих, и власть в том числе», – убеждён Сергей Циренщиков, учитель информатики из Смоленской области.

Украина нам покажет

Отметим, что изобретать велосипед апологетам независимых центров не придётся. Например, подобная система уже много лет действует на Украине. Внешнее Независимое Оценивание (так называется украинский аналог ЕГЭ) проводится в специальных центрах, которые не связаны ни со школами, ни с вузами. При этом тестирование проходят лишь те выпускники школ, которые решили поступать в вузы. К школьной итоговой аттестации система ВНО не привязана, и аттестаты вчерашним школьникам выдают после проведения традиционных выпускных экзаменов.

«Система ВНО позволяет свести к минимуму субъективизм и злоупотребления экзаменационных комиссий, даёт возможность претендовать на поступление в высшую школу на равных условиях всем абитуриентам, – комментирует Иван Бондар, руководитель проектов учебно-тренингового центра «Партнёр» (г. Львов). – Никто не спросит того, что не было пройдено в школе. А у учителей средних школ и работников вузов нет возможности повлиять на результаты тестов, потому что испытание проводят в специальных условиях и согласно предварительно задекларированным стандартам».

Среди украинских педагогов есть и те, кто считает иначе. «По сути, это то же самое, что и в России, – рассуждает Алевтина Золотова,преподаватель из Крыма. – Всё равно, несмотря на всю внешнюю независимость, многие талантливые, но медлительные дети остаются за бортом. А хитрые проныры всегда найдут способ пролезть…»

Дополнительный аргумент

Одно из главных преимуществ новой системы заключается в том, что выпускники школ смогут сдавать госэкзамен в независимых центрах в любое удобное время в течение всего года, без привязки к выпускным испытаниям. Пройти тестирование смогут и те, кто закончил школу гораздо раньше и не застал ЕГЭ, – и не в стенах школ, а в специальных центрах. Также в них будут оборудованы аудитории для людей с ограниченными возможностями здоровья. Также планируется, что в этих центрах будут проходить подготовка к испытанию и обучение экспертов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram