Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Мнение 13+

Новое в законодательстве РФ: об эвакуации, массовых захоронениях и полномочиях полиции. Часть 3

, 11:20 ,

Новое в законодательстве РФ: об эвакуации, массовых захоронениях и полномочиях полиции. Часть 3

13 мая 2020 года, в Государственную Думу был внесён законопроект № 955380-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции". Как сообщает Российская газета (официальный печатный орган Правительства Российской Федерации), Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции", подписан и вступил в силу 21 декабря 2021 г. Опубликован на официальном правовом Интернет-портале РФ pravo.gov.ru.

В соответствии с законом, полицейские получают право вскрывать бесхозные автомобили, оцеплять жилые помещения и территории, а также проникать в дома для задержания людей, вероятно совершивших преступление (основанием могут стать сведения от потерпевших или очевидцев). До этого, согласно законодательству РФ, заходить в квартиры и на земельные участки без разрешения полицейские могли только в том случае, если нужно задержать лиц, которые уже являются подозреваемыми.

Как сообщает сайт ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Закон определяет перечень оснований, по которым полицейские могут вскрывать автомобили, а также регламентирует оцепление ими строений и территорий.

Проникновение в жилье для поимки преступников. Полицейские смогут проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с него, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление». Довольно интересно тут то, что согласно Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", с внесёнными поправками, Статья 15 часть 6 сообщает: «О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие». И Статья 6.1. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части 4 настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник нежилого помещения или земельного участка либо его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие. Представить подобную ситуацию в РФ, думаю будет просто. Человек приходит домой, к примеру с работы, а у него взломана дверь, возможно пропали какие-то деньги, украшения или другие ценности, он звонит в полицию, а ему говорят, что просто были подозрения, что у него дома скрывался подозреваемый, потому дверь и вскрыли и его уведомляют об этом сейчас, всё в рамках Закона. Как и положено, ему ещё и уведомление направлено. Данное уведомление может быть направлено посредством почтовой связи заказным почтовым отправлением, в виде телефонограммы либо с использованием электронной связи - "осуществляется с официального адреса электронной почты органа внутренних дел в виде электронного образа документа, получаемого путем сканирования подписанного первого экземпляра уведомления на бумажном носителе". Кроме того, уведомление может быть вручено сотрудником полиции лично под подпись с указанием даты и времени вручения. При этом в случае отказа собственника получить на руки уведомление и поставить подпись на нем, уведомление направляется гражданину одним из указанных ранее способом. Или что, такая ситуация кажется вам недопустимой и фантастичной в РФ?

Такие же сроки устанавливаются для уведомления собственников автомобилей, чьи транспортные средства были вскрыты полицейскими в отсутствие хозяина.

Осмотр транспортных средств. Сотрудники полиции будут вправе «осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях».

Вскрытие транспортных средств. Полицейские смогут вскрывать транспортные средства для спасения жизни граждан или обеспечения их безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для пресечения преступления или проверки сообщения об угрозе террористического акта. Также они смогут вскрыть автомобиль «для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения».

Досмотр граждан. Полицейские смогут проводить досмотр граждан, их личных вещей и транспорта не только при возможном наличии оружия, наркотиков и других запрещенных веществ, но и при наличии оснований полагать, что они «скрывают предметы хищения».

Временное ограждение объектов. Закон закрепляет за полицией полномочие обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, происшествий, проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, а также осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов. Важно отметить, что размер ограждаемой территории не определен.

Но всё могло быть ещё хуже. Из законопроекта исключили норму о безнаказанности сотрудников полиции. В изначальном варианте законопроекта, прошедшем первое чтение, было указано, что «сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным (законодательством)». В новой редакции это положение изъято из законопроекта. Так что шанс, что сотрудник полиции будет отвечать за свои действия в суде РФ, сохраняется. Вот уж «доброта» и «справедливость» законотворцев не знает границ, даже и не знаю как их благодарить…

Думаю многие понимают, что не составит особого труда, написать полицейскому рапорт о том, что какой-то очевидец, ему сообщил то, что в доме скрывается преступник. Или вскрывая автомобиль, сотруднику просто показалось, что из автомобиля раздается детский плачь. Или водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, к примеру, мотивируя это не разумным поведением водителя по мнению сотрудника. То же самое и с досмотром граждан. Найти основания полагать, что гражданин скрывает предмет хищения, не составит труда. Конкретики в основаниях закон не предусматривает. Честно говоря, даже не знаю, как это может согласоваться с Конституцией РФ, Статья 55 часть 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Даже несмотря на то, что часть 3 вроде как поясняет «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», но ограничение прав вовсе не означает их нарушение, а когда вскрывают твой дом, автомобиль или решили досмотреть лично тебя, потому что кому-то что-то показалось, ну не знаю…

Можно сказать, что этот закон, а в данном случае обычный рапорт полицейского, упраздняет такие статьи Конституции РФ, как:

Статья 22 часть 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 27 часть 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 35 часть 1. Право частной собственности охраняется законом; часть 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В таких ситуациях, если вы присутствуете при происходящем (новый Закон не исключает и отсутствие владельца жилища или автомобиля), следует помнить и о своих правах:

Конституция РФ Статья 24 часть 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

ФЗ № 149 от 27.07.2006 Статья 8 часть 2. Гражданин имеет право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы. Часть 4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина (Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм).
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Что такое документ? Как вы видите, согласно Конституции РФ и федеральных законов, вас обязаны ознакомить именно с документом, ни ссылкой на сайт, ни с информацией, где взять этот документ, а именно с документом. Согласно логике, да и просто здравого смысла, понятно, что документ - это то, что содержит реквизиты, и, пожалуй, в первую очередь печать и подпись уполномоченного должностного лица. Как пример, определение документа дано в Федеральном законе №77 "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.1994, документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. О том, что документ должен содержать подпись и печать сообщают и действующие ГОСТ, а именно ГОСТ Р 7.0.8-2013 пункт 3.2.1. подпункты 52, 57, 58, 60; ГОСТ Р 7.0.97-2016 пункт 4 подпункты 22 и 24, пункт  5 пункт 5.24, равно как и не заверенная копия документа, согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 Статья 5 пункт 5.26 и Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 477. Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 пункт 3.1 подпункт 23. копия документа: Экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и подпункт 25. заверенная копия документа: Копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость. ГОСТ Р 51511-2001 Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования, которые указаны в пункте 3.1 и 3.2. Так же допускается заверение копии электронной печатью Федеральный закон от 06.04.2011 N 63- ФЗ "Об электронной подписи" Статья 6.

Так же уместно упомянуть, что согласно ФЗ № 149 от 27.07.2006 Статьи 8 части 1, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах (в том числе и в форме документа - прим. авт.) и из любых источников.

Для полноты раскрытия вопроса, важно понимать, что официальное опубликование, согласно Конституции РФ Статья 15 пункт 3, для всеобщего обозрения, это только одно  из условий, что бы документ действовал, и это условие не является единственным (подпись, печать, полномочия должностного лица, если это Закон, то согласно Конституции РФ Статьи 105, принятие Думой РФ и рассмотрение Советом Федерации и т.д.).

Если у «документа» отсутствует подпись и печать, то это не является документом по определению, кроме того, это означает, что ответственность за написанное никто не несёт, а значит и не обладает какой-либо юридической силой!

Уместным тут будет упомянуть и Статью 13, Федерального закона № 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" от 30.11.2011, в которой указаны требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел.

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.

Кроме того, существует ещё и Приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Облегчили мародерство для полиции?

Новые законы в РФ давно только ухудшают положение простых граждан, с этим думаю, согласятся многие. Часть из таких странных законов рассматривал вот тут. И вот, после эвакуации населения и массовых захоронений, весьма «кстати» ввести какой-то закон способствующий мародерству. И как мне видится, хотя я и не утверждаю, что это именно так, вышеуказанный закон, вполне подходит именно под это. Может оно и не специально, но при совмещении всех этих трёх нововведений, а это эвакуация, массовые захоронения и закон расширяющий полномочия полиции, в совокупности «рисуют» весьма мрачную «картину».

Что удивительно, в уголовном кодексе РСФСР статья Мародерство такая значимая, что предусматривала смертную казнь, но в УК РФ такой статьи нет. Согласно Статьи 266 УК РСФСР, Мародерство-похищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых.

Однако, Википедия, ссылаясь на международное право и ситуации происходящие, в том числе и в России, даёт более расширенное определение. Мародёрство (от фр. maraudeur «грабитель», от marauder «грабить») — военное преступление, грабёж убитых и раненых на поле сражения или в результате стихийных бедствий, хищение имущества из заброшенных во время чрезвычайной ситуации зданий или автомобилей.

Заброшенные здания и автомобили во время ЧС, это просто совпадение с новым законом? Пусть каждый решает самостоятельно…
О том что мародерство иногда свойственно именно людям в погонах, можно найти довольно много случаев и литературы, к примеру об этом можно прочесть тут. «Представители власти пользуются своим служебным положением, ощущением безнаказанности, а также трудным положением пострадавшего, который попал в чрезвычайную жизненную ситуацию». Рекомендую к прочтению, особенно для тех, кто в погонах…

Первая и вторая часть этой публикации тут:

Новое в законодательстве РФ: об эвакуации, массовых захоронениях и полномочиях полиции. Часть 1

Новое в законодательстве РФ: об эвакуации, массовых захоронениях и полномочиях полиции. Часть 2

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram