26 ноября на сайте www.argumenti.ru состоялась видеоконференция доктора психологических наук, члена-корреспондента РАН, заместителя директора Института психологии РАН Юревича Андрея Владиславовича.
Тема: “Авторские психотренинги. Польза и вред”
Во время конференции были освещены вопросы:
- Что такое психологические тренинги?
- Почему так мало россиян обращаются к профессиональным психологам?
- Психотренинг — это лечение или нет?
- Может ли психотренинг вернуть ощущение счастья?
- Можно ли с помощью психотренинга добиться успеха в бизнесе?
- Правда ли, что от хорошего настроения организм вылечивается?
- Не доверяйте свою психику людям без специального психологического образования.
- Можно ли доверять методу позитивного мышления?
- Распространённые психологические заблуждения
и др.
АН: Добрый день, уважаемые дамы и господа, читатели газеты «Аргументы недели», пользователи Интернет-сайта. Сегодня у нас в гостях доктор психологических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН Юревич Андрей Владиславович. Добрый день, Андрей Владиславович.
Юревич А.В.: Добрый день.
АН: И тема, это «Авторские психотренинги. Польза и вред». Андрей Владиславович, может быть расскажете, что такое психотренинги и почему их называют авторскими. И всё-таки, почему россияне так мало, в отличие от американцев, например, обращаются к психологам в повседневной жизни?
Юревич А.В.: Три разных вопроса, я их разведу, с Вашего позволения. Психотренинги - это различные психологические упражнения, которые позволяют развивать психологические способности человека, самые разные. От индивидуальных, как внимание, память, мышление, способность к концентрации, самоконтроль, до навыков общения, которые проявляются и формируются в группах. Вообще психотренинги основаны на достаточно простой идее, подобно тому, как физические способности человека можно развивать с помощью различных физических упражнений, психологические способности человека можно развивать с помощью неких психологических упражнений. Таких упражнений, видов психотренинга существует великое множество, наверное, больше всего в быту известны различные виды аутотренинга, то есть тренинга, который человек проводит сам с собой. Например, многие из нас облегчают себе засыпание с помощью достаточно простых форм самовнушений, таких как «я спокоен», «я расслаблен», «время остановилось», «я отдыхаю» и так далее. Вот это классический психотренинг, который иногда позволяет человеку, иногда нет, способствует развитию способности к самоконтролю, к самоуспокоению, к засыпанию. Очень большое распространение получили групповые психотренинги, так называемые Т-группы. В Америке подсчитано, что за последние 15 лет порядка 500 тысяч человек, прошли через различные виды групповых психотренингов. Групповые психотренинги в основном направлены на развитие способности к общению, которые проявляются у человека в группах. Приведу один пример: если речь идёт об организациях, о неких командах, то эффективность их работы во многом зависит от уровня их доверия друг к другу, среди членов этой организации, в которой команда существует. Достаточно широко используется психотренинговый приём: человек, закрыв глаза, падает на спину. Другие члены группы его ловят, не давая ему упасть. Человек знает, что если они его не поддержат, протянув руки, то он довольно сильно ударится затылком. Таким образом, он развивает в себе способность доверять членам организации. Они его, действительно, ловят, формируется доверие, предполагается, что из такой искусственной ситуации навык доверия к другим членам группы переносится на другие ситуации, через такую же процедуру проходят и другие члены этой организации. Это просто частный пример. Что касается авторских тренингов: на мой взгляд, термин явно неудачный, потому что любой тренинг имеет какого-то автора и в этом смысле авторский. Наверное, имеется ввиду различение неких стандартных процедур, стандартных тренингов, процедур практической психологии, таких, как, скажем, психоанализ, различные методы, которые ассоциируются с именем Зигмунда Фрейда. И методики, которые самостоятельно изобретают современные психологи, под различением между стандартными и нестандартными методиками. Но, на мой взгляд, и в данном случае этот термин не очень удачен, потому что, строго говоря, абсолютно стандартных тренингов в психологии не существует. Меняя любую стандартную процедуру, любой практикующий психолог всегда добавляет что-то своё, каким-то образом её модифицирует. Так что, если употреблять это слово, все психологические процедуры, все тренинги авторские. Но, что есть, то есть. Ясно, что с помощью этого термина пытаются разделить два типа методик: стандартные и нестандартные.
И третий вопрос: почему наши сограждане редко обращаются к психологам? Я сам хотел бы это очень понять, но я вижу 3 основные причины. Во-первых, у нас очень плохо различают психологов, психотерапевтов, психиатров, психоаналитиков, астропсихологов - недавно появилась такая специализация, как некий гибрид астрологии и психологии и тому подобные. Вообще наши сограждане очень смутно себе представляют, чем занимаются психологи. Бытует представление о том, что психологи лечат больных людей, и рассуждают таким образом: психологи лечат больных, а я здоровый, зачем я пойду к психологу - это первая причина. Вторая причина состоит в том, что вообще, нашу психологическую культуру российского общества можно назвать закрытой. Во-первых, у нас совсем не принято иметь психологических проблем, что, кстати, проявляется во многих наших классических литературных произведениях советского времени: «Как закалялась сталь», «Два капитана», - там нет у героев психологических проблем. Цель у них одна – служение родине, без всякой психологии. Во-вторых, если эти проблемы у человека всё-таки появляются, то не принято «плакаться в жилетку», принято носить это в себе и самому преодолевать свои психологические трудности. И, в-третьих, если всё-таки невмоготу носить их в себе, то делиться ими можно с друзьями, с родственниками, либо преодолевать с помощью спиртных напитков, но не идти к психологам. Сочетание таких характеристик я называю закрытой культурой современного психологического сообщества и не только современного, которое отличает очень существенно нашу страну от западных стран, где к психологам ходить так же принято, как ходить к врачам. Почти любой житель той или иной западной страны регулярно посещает психолога, причём существуют психологи как для бедных, так и для богатых. Третья причина связана с тем, что, например, подсчитано, что в развитых странах в среднем психологов на душу населения в 20 раз больше, чем в развивающихся. И понятно почему, потому что психологические проблемы осознаются населением как важные проблемы в достаточно благополучных обществах, там, где в основном решены материальные проблемы. Там, где человеку нечего есть и негде жить, ему не до психологических проблем. Психологические проблемы возникают при достаточно высоком уровне благополучности общества и можно предположить, что по мере того, как экономическая ситуация в нашем обществе будет улучшаться (а я оптимист, и я надеюсь, что она будет улучшаться), у нас люди всё с большей остротой будут осознавать значимость психологических проблем и к психологам будут ходить чаще.
АН: Спасибо, Андрей Владиславович. Если уж мы коснулись истории, а в советское время был психотренинг? Я помню, что из специалистов был всегда только психиатр, может быть в современной России уже появилось деление на психиатров, психоаналитиков, психотерапевтов?
Юревич А.В.: Психотренинги в советское время применялись, естественно. Вообще считается, что психотренинги возникли достаточно давно, но их появление часто связывают с именем выдающегося психолога Курта Левина. На самом деле, они применялись и до него, например, система Станиславского ничто иное как классический психотренинг, причём очень изобретательный и интересный, естественно, подчинённый нуждам определённой профессии актёра. Психотренинги и у нас применялись в разных сферах деятельности, не только психологами. В советское время их применяли психологи, но эта деятельность, конечно, не была поставлена на поток, как сейчас. По двум причинам: во-первых, всё-таки психологи, проводящие психотренинги, как правило, на этом зарабатывают. Если бы психолог попытался на этом зарабатывать в советское время, его просто бы элементарно посадили бы в тюрьму по статье «нелегальное осуществление доходов». Этим зарабатывать было нельзя. Второе состоит в том, что сейчас масса дилетантов, кто угодно, далеко не только профессиональные психологи занимаются психотренингами. В советское время существовали более жёсткие ограничения на различные виды этой деятельности. Это было ещё невозможно и потому, что советское общество было более запретительным, более дисциплинированным. И вторая часть вопроса: психологи и психиатры. Это совершенно разные профессии. Психолог не имеет право делать то, что делает психиатр.
АН: Но раньше, в советское время, не было такого разделения. Не встречалось в поликлинике.
Юревич А.В.: В советское время тоже было такое разделение, просто психологов никогда не было в поликлиниках, насколько я понимаю, их и сейчас в поликлиниках нет. В основном они работают в центрах психологической помощи населению, но не в поликлиниках. Психологам запрещено делать то, что имеют право делать право психиатры, например, выписывать рецепты. Какие-нибудь психотропные средства психолог выписать не может, а психиатр может. Кроме того, психиатр может направить человека на освидетельствование, даже на лечение в психологическую клинику, у психолога такой возможности нет. Но главное отличие, наверное, состоит в том, что, как принято считать, психиатры лечат психически больных людей, а психологи помогают психически здоровым людям.
АН: Понятно. А вот эти психотренинги: можно назвать собрание анонимного общества алкоголиков психотренингом, да?
Юревич А.В.: Можно, собственно всё что угодно.
АН: Психотренинг - это лечение, или не лечение?
Юревич А.В.: Метафорически, наверное, это можно назвать лечением, хотя мне больше нравится слово – развитие, поскольку речь идёт в основном о здоровых людях и развитии их способностей, в основном это развитие самых разных психологических способностей человека. Лечение - это преодоление неких патологических качеств человека. Но во многих случаях психотренинг направлен на преодоление неких недостатков человека, скажем: на неумение его общаться или на преодоление чрезмерной, избыточной стеснительности. Метафорически это можно тоже назвать, конечно, лечением, допустим, от излишней стеснительности. Но можно ли считать излишнюю стеснительность патологией? Я думаю, что нет, это качество, которое иногда идёт человеку во вред, но, в принципе, к тем видам патологических качеств, которые рассматривает психиатр – это никак нельзя отнести. Если это может быть названо лечением, то при полной метафоричности употребления этого слова. Если всё-таки больше ориентироваться на соответствие с реальностью, то мне, конечно, слово развитие кажется гораздо более адекватным, чем слово лечение. И чтобы вообще не возникало ассоциаций с медициной, психиатрией и так далее.
АН: Некоторые вопросы мы собрали по итогам программы «Мозговой штурм» на ТВЦ, где Вы принимали участие. Я их сейчас озвучиваю: можно ли с помощью психотренинга добиться успеха в бизнесе?
Юревич А.В.: Чтобы добиться успеха в бизнесе, нужны самые разные качества, стечение самых разных благоприятных обстоятельств. Как показывает исследование в российской бизнес-среде, то ключевой фактор - это наличие каких-то родственников в органах власти и каких-то друзей, уже состоявшихся бизнесменов: фактор родства, фактор кумовства и так далее. Это как и в других сферах нашей жизни играет большую роль. Необходимо стечение самых разных обстоятельств и, конечно, только психотренинга для этого не достаточно. Но, психотренинг способствует успеху в бизнесе, потому что он позволяет человеку развивать в себе качества такие, как способность общаться, нравиться окружающим, способность к самоконтролю, концентрации внимания, которые сопутствуют успеху в бизнесе. Да, ответ простой, психотренинг способствует успеху в бизнесе, но, конечно, его не гарантирует.
АН: А психотерапевт может вернуть ощущение счастья человеку?
Юревич А.В.: Формулировка вопроса предполагает, что человек был счастлив, потом по какой-то причине стал несчастлив. Вообще счастье понимается в психологии, как достаточно стабильное ощущение удовлетворённости своей жизнью. Во-первых, достаточно стабильное, не только сиюминутное, когда человек испытывает такое состояние в течение длительного времени.
АН: А так бывает?
Юревич А.В.: Бывает. Бывает, что существуют люди, действительно, которые удовлетворены своей жизнью, причём не просто удовлетворение своей жизнью, а глубокое удовлетворение жизнью. Что предполагает очень разное: удовлетворение самим собой, удовлетворение своей работой и её содержательной стороной, зарплатой, удовлетворение семьёй, отношениями в семье, отношениями с друзьями, близкими и во многих случаях даже удовлетворённость ситуацией в стране. Есть люди, которые лично очень благополучны, но, при этом не могут чувствовать себя счастливыми, потому что очень переживают за происходящее в стране, иногда в мире. Для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым, надо сочетание очень разных факторов, и, конечно, одного психотренинга тут тоже недостаточно. Психотренинг позволяет человеку улучшать его психологическое состояние, но для того, чтобы быть счастливым, нужно гораздо большее. При этом психотренинг позволяет, во-первых, развивать те качества, которые человека делают более адаптированным к социальному окружению и, значит, более успешному в жизни и, кроме того, позволяет развивать те качества, которые позволяют воспринимать ему происходящее в более оптимистическом свете, что повышает его субъективную удовлетворённость. Да, это один из факторов, который может открыть этот путь к счастью, но, конечно, далеко не единственный.
АН: Следом логически переходящий от вопроса вопрос: правда ли, что от хорошего настроения, от позитивных мыслей сам организм излечивается без лекарств?
Юревич А.В.: Отчасти правда, отчасти нет. Конечно, очень многое зависит от того, какое это заболевание. Есть тяжёлые заболевания, такие как рак, например, для излечения от которых вообще не изобретено никаких лекарств, но и, конечно, хорошего настроения явно недостаточно. Но факт тот, что хорошее настроение улучшает физиологическое состояние организма, а значит повышает иммунитет, а следовательно и способность организма бороться с болезнями. Психология эта называется психосоматикой, то есть влияние психологических процессов на физиологические процессы в организме. Эта вещь известная и механизм здесь достаточно прост. Потому что хорошее настроение - это лучшая работа сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других физиологических систем, которые в состоянии болезни находятся в угнетённом состоянии, они начинают работать лучше, повышается иммунитет, повышается способность к борьбе с болезнями. Кроме того существует обширная группа так называемых психогенных заболеваний, то есть заболеваний, где психологические факторы, в том числе настроение человека, играют особую роль. Это, в первую очередь, сердечнососудистые заболевания, во-вторых, это заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как язва, колит, гастрит, они во многом связаны с психологическим состоянием человека. В последнее время появился такой термин как социопсихосаматика, то есть влияние не просто психологических процессов на физиологические состояния человека, но и влияние процессов, происходящих в обществе. Действительно выясняется, что отношение человека к тому, что в обществе происходит, где он живёт, во многом сказывается на его здоровье. Это подтверждается статистикой, например, у нас в начале 90-х годов, количество инфекционных заболеваний в России сокращается, а количество заболеваний, которые имеют психогенную природу упомянутые сердечнососудистые и желудочно-кишечного тракта, количество таких заболеваний возрастает. Это в чистом виде демонстрация социальной реакции на болезни, на физиологическое состояние человека.
АН: В одной из программ «Мозговой штурм» и в одноимённой книге Вы являетесь сторонником того, чтобы не доверять свою психику людям, которые не имеют специального психологического образования. Можете объяснить, как человеку, который не специалист в этом разделить, где шарлатаны, где люди, которым можно доверять. Ведь центров очень много появилось.
Юревич А.В.: Да, принцип здесь очень простой. Вы пойдёте лечить зубы к человеку, который не имеет медицинского образования? Я уж не говорю о каких-то более сложных видах медицинской помощи: операциях и так далее. Наверное, нет. В психологии, конечно, цена ошибки меньше, чем в медицине, но, всё-таки она достаточно велика. Естественно дипломированный врач, дипломированный психолог могут быть плохим врачом и плохим психологом, соответственно. Но, всё-таки вероятность совершения ошибки неспециализированным человеком, который специально не учился своему ремеслу, естественно, выше, чем вероятность ошибки, которая совершается профессионалом. За предложением обращаться только к профессионалам стоит достаточно простая логика. Как различить: это достаточно сложно. Потому что в большинстве западных стран отлажен механизм обучения психологов, выдачи им лицензии. Человек, который не имеет лицензию, он просто не имеет права на соответствующую деятельность и если он попытается заняться ею в отсутствии лицензии, то он просто подвергается уголовной ответственности. У нас, к сожалению, всего этого нет, различить сложно. Но самый простой совет: обращаться в некие официальные психологические организации. Например, если вы ездите в метро, там достаточно часто звучит социальная реклама Московской службы психологической помощи населению. Это официальная психологическая организация, которая существует под эгидой правительства Москвы, туда не берут на работу людей, которые не имеют психологического образования. Так что, обращаясь в некие официальные психологические организации, вы исключаете риск попасть в руки непрофессионала и тем более, мошенника. Кстати, надо развести эти категории, не всякий непрофессионал – мошенник. Это не одно и тоже. Кроме того, у нас существует официальная организация, которая объединяет всех российских психологов - это Российское психологическое общество. На сайте этой организации можно найти адреса, контакты разных психологических служб и идти по этому пути. А если вам некто рекомендует психолога в репутации и профессионализме которого вы неуверенны, то можно с помощью вот этой службы узнать, что это за личность, является ли официальным психологом, откуда он появился и имеет ли соответствующее образование.
АН: Андрей Владиславович, а можно ли доверять методу кодирования? Кодирование от алкогольной зависимости, наркотической, курения. Особенно сейчас популярным стало кодирование от ожирения, это действенный метод или это всё-таки от шарлатанства идёт?
Юревич А.В.: Вообще - это не психологический метод, это метод, который давно у нас в медицине применяется, кодирование от алкоголизма в частности и так далее. Насколько я знаю, такие виды кодирования успешно работают. В этом смысле можно доверять, но ясно, что на любой разумной здоровой основе очень часто у нас возникают какие-то совершенно нелепые вещи. Если вам предлагают кодирование от низкой зарплаты, то в это верить уже нельзя.
АН: А от ожирения, от переедания, от тяги к еде?
Юревич А.В.: Честно говоря, тут не могу сказать, какие-то методики вполне эффективны, насколько мне известно. Но все ли методики, которые предлагаются, на нашем совершенно неконтролируемом рынке услуг: достаточно ли эффективны, безвредны и можно ли им доверять? В этом я совершенно не уверен. Здесь надо действовать с достаточной осторожностью.
АН: Можно ли доверять методу позитивного мышления?
Юревич А.В.: Я не знаю, уместно ли здесь слово доверие, но применять этот метод, безусловно, можно. Что такое позитивное мышление? Это оптимистическое мышление, предполагающее позитивный Я-образ человека, позитивное отношение к другим людям, представление о том, что хороших людей больше, чем плохих, что в человеке больше хорошего, чем плохого, что, конечно, не исключает реализм. Понятно, что в жизни встречаются отпетые подонки, маньяки и так далее, но речь идёт об образе человека вообще, человечества в целом. Позитивное мышление предполагает оптимистичное видение будущего: своего личного, страны, в которой живёшь, группы, которой принадлежишь. Известна такая шутка об отличии оптимиста от пессимиста: оптимист отличается от пессимиста тем, что полупустой стакан пессимист воспринимает как полупустой, а оптимист, как на половину полный. Наверное, это главная формула позитивного мышления: воспринимать полупустой стакан, как наполовину полный. То есть видеть во всём преимущественно позитивную сторону, а не негативную. А возникновение термина «позитивное мышление» связано с появлением позитивной психологии, которая, в свою очередь связана с такими именами, как Мартин Селигман, в первую очередь и с двумя обстоятельствами: во-первых, практикующими психологами и психотерапевтами давно было подмечено, что если убрать негатив из человека, который мешает ему жить и быть счастливым: различные фобии, неврозы, психологические комплексы и так далее, то он счастливым не становится, он становится опустошённым. То есть убрать то, что делает человека несчастливым, не значит сделать его счастливым. Убирание факторов, которые делают человека несчастливым и путь к счастью - это не одно и тоже, это две разные дороги. И ещё одно обстоятельство связано с тем, что как давно подмечено вся традиционная психология была преимущественно психологией негативных состояний: она изучала неврозы, страхи, фобии. Фрейдизм, психоанализ здесь очень яркий пример. И, конечно, это очень важно, это нужно изучать и этим нужно заниматься. Но нужна психология и позитивных состояний, изучающая позитивные состояния и пути развития этих позитивных состояний. Вот так возникла позитивная психология, то есть психология всего позитивного в человеке и нахождение пути к этому позитивному. Позитивное мышление - это одно из ключевых понятий в позитивной психологии.
АН: Андрей Владиславович, некоторые наблюдатели заметили, что всплеск появления психотерапевтов наблюдается (особенно на телевизионных каналах), в переломные времена для государства, для цивилизации, для политического строя, как это было в 90-х годах, когда появились на телевидении Алан Чумак, Анатолий Кашпировский, буквально на каждом канале эти массовые сеансы психотерапии проводились (якобы спецслужбы за этим стояли). Скажите, насколько это возможно, через телевидение воздействовать на аудиторию, посылать положительные какие-то сигналы, для того, чтобы отвлечь от негативного состояния в обществе.
Юревич А.В.: Я бы здесь всё-таки уточнил - это не всплеск количества и деятельности психотерапевтов, Те, кого Вы называете - это не просто психотерапевты, кстати, таких классических психотерапевтов, я давно по телевизору не видел. В основном показывают всяких эзотериков. Люди, которых Вы назвали, они тоже ближе к эзотерике, причём я ни в коем случае не хочу назвать их мошенниками, потому что есть люди, которые искренне верят в то, что у них есть соответствующие способности и они мошенниками не являются. Подмечено, что, действительно, в переломные смутные времена, вообще сильно возрастает массовая вера в иррациональное, соответственно появляется большое количество людей, которые паразитируют на этой вере, которые используют её. Очень яркий пример - это известный роман «Братья Лаутензак», Германия соответствующего периода.
То же самое характерно было для советского общества в 1920-е годы, где оккультизм стал популярен пока товарищу Сталину не надоели оккультисты, пока он не заявил, что только один дух может являться советским людям и этот дух - товарища Сталина. Остальным духам там не место. Оккультисты были дружно отправлены на стройки коммунизма в качестве заключённых. То же самое было характерно для 80-х – 90-х годов в нашем обществе, и сейчас эта тенденция продолжается, причём, я не знаю насколько можно доверять этим данным, но, по данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) у нас насчитывается порядка 800 тысяч различных эзотериков, колдунов, магов, экстрасенсов и так далее. Не знаю, действительно ли их так много, но, что много, сомнению не подлежит. Могут ли эти люди оказывать массовое воздействие посредством телевизора? Могут, но, не то воздействие, на которое они сами претендуют. Психотерапевтическое и возбуждающее воздействие – да, вообще психологическое воздействие широкого плана, но такого рода воздействия на широкие массы оказывали такие известные личности, как Владимир Ильич Ленин, как Геббельс, как Адольф Гитлер (правда, тогда не было телевидения) - это люди, которые обладали огромным потенциалом влияния на широкую аудиторию. Но это не посредством распыления каких-то флюидов, вообще какой-либо физической энергии – это чисто психологическое воздействие за счёт психологической способности подобных людей. Естественно, в век средств массовой информации, телевидения, компьютера – возможности таких людей в плане широты воздействия, широты аудитории возрастают.
АН: Вы назвали цифру 800 тысяч, наверное, это та цифра, насколько не хватает нам психологов, психоаналитиков, к которым недообратились люди, и их работу сделали эти 800 тысяч.
Юревич А.В.: Возможно, по данным исследования социологического центра Левада-центра, у нас порядка 10% населения когда либо обращались не к социальным психологам, а к колдунам, магам, и иже с ними, почти 20%, в 2 раза больше. Конечно, можно сказать, что те люди, которым следовало бы пойти к психологу, они идут к эзотерикам, теряя время и деньги.
АН: Это что, недоверие или стеснительность - неприличным, может быть, кажется обращаться к психологу, психиатру.
Юревич А.В.: Я говорил, что у нас существует такой стереотип, что психологи лечат больных людей, а если я здоровый, зачем я приду к психологу? Это плохое понимание того, чем занимаются психологи. Не всегда люди идут к эзотерикам с теми проблемами, которые решает психолог, среди этих людей очень много тех, кто отчаялся в возможностях официальной медицины. Скажем, человек тяжело болен каким-то неизлечимым заболеванием, он ходит по нашим врачам, по поликлиникам, больницам, а там ему не могут помочь. Единственное, что у него остаётся - это обращение к эзотерикам. Этот путь понятен, если это рак или подобное заболевание, то он понимает, что и психолог ему не поможет. Что ему делать в этой ситуации? Так что психологически понятно обращение к эзотерикам. Многие, конечно, имеют чисто психологические проблемы и вместо того, чтобы идти к психологу, они идут либо к колдуну, либо к человеку, который называет себя неким парапсихологом и так далее, обозначает себя где-то на границе между оккультизмом и психологией. При этом придумывает себе какие-то дипломы доктора парапсихологических наук, хотя такой учёной степени у нас не существует, и тому подобное. Тут ещё дело в том, что у нас, конечно, очень плохо налажено информирование населения о психологах, о том, чем они занимаются, о том, куда обращаться человеку, если он хочет пообщаться с психологом. А что касается эзотерики, то с рекламой здесь всё замечательно. Многие наши телеканалы очень активно распространяют такую рекламу, несмотря на постоянные попытки Госдумы принять закон, запрещающий эту рекламу, «а воз и ныне там». Возьмите любую газету, она просто пестрит объявлениями типа: «приворожу», «отворожу», «верну мужа за полчаса», «приворот на деньги», «заговор» и так далее. Вот там пиар налажен замечательно, чего нельзя сказать о нашей психологии.
Сибиряк Евгений
Психика человека, ежели следовать классике, существует в трёх измерениях: подсознательное(инстинктивная сфера), сознательное(интеллектуальная сфера) и сверхсознательное(интуитивная сфера). Между этими сферами нет прямых управляющих связей, чтобы не возникал конфликт интересов(функций). Мы же не думаем, переставляя ноги, каким образом они должны двигаться. Но существуют опосредованные связи, позволяющие взаимно корректировать базы данных.(Например, опытный водитель управляет машиной практически на автопилоте, особо не задумываясь, то есть на уровне приобретенных рефлексов. Сознание играет роль распознавателя непредвиденных ситуаций). Хотелось бы услышать от Вас:
1) Каким образом психологическая наука изучает опосредованное взаимное влияние сознания на инстинкты и, особенно, сознания на интуицию?
2) Каким образом можно развивать свою интуицию? 3)Служит ли возраст ограничителем развития способностей?
4) Каковы точные определения инстинкта, сознания и интуиции в психологии на сегодняшний день?
Анастасия
Возможно ли воздействие на духовную сферу человека без веры в Бога?
Юревич А.В.: Да, вопрос тоже, конечно, очень непростой. Во-первых, вера в Бога, религия - это и историей подтверждено - это один из главных способов воздействия на нравственную сторону человека, это, безусловно. Возможны ли другие способы? Да, возможны. Опять же можно обратиться к советскому времени, когда в нашем обществе было не принято быть религиозным, была мода на атеизм. Официальная государственная жизнь, официальная идеология всячески поддерживали и культивировали атеизм. Но среди атеистов тоже было немало высоконравственных людей, которые героически жертвовали собой и в годы войны, и в мирное время. Которые и окружающими воспринимались как люди абсолютно нравственные. Так что есть и другие пути развития нравственности, кроме религии. Можно быть высоконравственным человеком (как опять же показывают советские времена), при этом, не будучи верующим, но вера, религия - один из главных ресурсов возрождения нации в нашем обществе.
Елена
"Психолог и нравственность - понятия несовместимые". Некоторые психологи понимают это буквально. Как такого "профессионала" своевременно выявить и нейтрализовать?
Юревич А.В.: Нейтрализовать вообще никого сейчас невозможно, за исключением каких-то людей, которыми занимались правоохранительные органы. Я не очень понял, как выявить психологов, которые считают, что психология и нравственность не совместимы или как выявлять психологов, которые безнравственны. Честно говоря, не очень мне понятен вопрос, но если обсуждать саму эту формулу «психология и нравственность несовместимы», то, на мой взгляд - это полная чушь. Одна из главных задач психолога в обществе, на мой взгляд, как раз состоит в развитии нравственности. Считается, что главная задача психолога - это оказывать психологическую помощь людям, но не только это, ещё и помогать человеку стать полноценным гражданином, стать человеком, который играет позитивную роль для своего социального окружения, то есть воспитание. Хотя наша официальная система образования всё больше уходит от этой задачи воспитания. Но факт состоит в том, что многие наши психологи особенно обслуживающие политиков, про их нравственность что-то хорошее вообще трудно сказать, потому что там действует принцип «клиент всегда прав», они помогают политикам заниматься пиаром, оболванивать своих избирателей и тут, конечно, о нравственности трудно говорить. Всё-таки это не относимо ко всей профессии психолога. Психологи существуют самые разные, в принципе, большинство из них ни в коей мере не согласятся с тем, что нравственность и психология несовместимы, более того, они будут утверждать, что развитие нравственности в обществе и в конкретных наших согражданах – это одна из главных задач психологии. Как выявлять психологов, которые как-то по-другому ориентированы? Как правило, они этого не скрывают, те же самые психологи обслуживающие политиков, если их упрекнуть в том, что они занимаются безнравственной деятельностью, они ответят: «Ну и что, зато я деньги зарабатывают, каждый зарабатывает как может». Как их нейтрализовать (употребляю это слово)? Никак, не существует у нас никаких законов, которые были бы направлены против безнравственных людей. Вот так.
Сибиряк Евгений
" Можно ли доверять методу позитивного мышления?" -
Давно замечено, что ежели заниматься "самопрограммированием" своего подсознания, например, внушать ему положительные мысли о своём здоровье, организме, способностях и отдаленных стратегических целях,- то рано или поздно(при сохранении такого настроя) в той или иной мере эти внушения реализуются.
1) Каков механизм подобного рода "самопрограммирования" подсознания?
2) Что в большей мере определяет функционирование организма инстинктивные, не осознаваемые механизмы психики или сознание человека?
3) Чего в человеке больше: сознательного или инстинктивного? 4) Что важнее для здоровья: полагаться и тренировать природные инстинкты или рассчитывать на "разумные" достижения цивилизации?
5) Насколько техногенная среда обитания портит природные механизмы здоровья(в том числе и психического) человека? Что полезнее: жить в мегаполисе или на природе?
6)Не придет ли человечество в тупик на этом пути?
Ирина
Какие новые фобии зарегистрированы психологами в последнее время?
АН: Если они есть, может быть, всё старо как мир?
Юревич А.В.: Нет, не всё старо как мир, любое новое изобретение человечества порождает новый вид фобий. Фобии – это некие патологические страхи, именно патологические, потому что, если человек чего-то боится в разумных пределах, допустим, бандитов, то это не фобия. Это нормальная защитная реакция личности, организма. Появляются новые виды фобий, например, один из новых видов фобии – это массовая боязнь террористов. Почему новая? Потому что некоторое время назад у нас такой проблемы вообще не было. Для нас терроризм ассоциировался с какими-то арабскими странами, с Ирландской освободительной армией, а у нас не было. Когда у нас теракты, к великому сожалению, стали достаточно привычным явлением, то появился соответствующий вид страха. Опять же этот страх рациональный, потому что терроризм - это реальная угроза. Но иногда это принимает характер фобии, навязчивого патологического состояния, которое просто мешает человеку жить. Например, человек уже просто не может ездить в метро, потому что теракты для него ассоциируются с взрывами в вагонах метро. В таком случае уже можно говорить о фобии. Есть такие виды фобий, как боязнь самолётов и чего угодно, даже боязнь консервных банок.
АН: Любой новый гаджет может вызвать, да?
Юревич А.В.: Конечно. И вот, боязнь консервных банок – есть люди, которые патологически боятся консервных банок, потому что кто-то из них сильно порезался в своё время, открывая консервные банки, кто-то ещё что-то. Фактически любой предмет может порождать соответствующий вид фобии. Некий такой патологический чрезмерный страх чего-то, что может быть связано с использованием этого предмета.
Сергей
Стали ли люди терпимее друг к другу?
Юревич А.В.: Опять же, о каких людях идёт речь: о наших согражданах, о вообще жителях, населяющих нашу планету, о жителях определённых районов? Тут, конечно, нужно уточнять, но я думаю, что нет. Наиболее ярким проявлением нетолерантности, нетерпимости, которые характерны для нашего общества - это такие, как столкновение на этнической почве, нам пока ещё очень далеко до толерантности, сейчас очень популярно слово. Я всё-таки уточню, что не всегда можно говорить, что терпимость или толерантность - это позитивное явление. Мы и к плохому привыкаем, например, коррупция. Терпимость к коррупции - это же негативное явление. Мы привыкаем к вещам, к которым привыкать нельзя, с которыми надо бороться.
АН: Кстати, Вы специалист по психологии коррупции.
Юревич А.В.: В какой-то степени да. И вообще, можно отметить у нас такое явление в нашем обществе, как постепенное привыкание к злу. Некоторые вещи, которые вообще невозможно себе было представить какое-то время назад, у нас становятся вполне привычными – мы привыкаем к злу. Это, наверное, самое плохое. Если мы говорим о толерантности, о такой как этническая толерантность, толерантность к инакомыслию, то здесь толерантность явление позитивное. Но если толерантность к злу и к его проявлениям, то, наоборот, нам нужно стремиться к преодолению этой терпимости.
Игорь
Какие раздражители наиболее опасны сейчас: пробки на дорогах, бедность, политические разногласия?
Юревич А.В.: Имеются в виду психологические раздражители, что оказывают худшее влияние на наше психологическое состояние, нервную систему и так далее. Какие-то худшие выделить, наверное, сложно, потому что существуют самые разные факторы, которые оказывают разрушительное влияние на нервную систему, на наше психологическое состояние, но можно как-то пытаться выявить главное. Это делается с помощью различных социологических опросов, спрашивают людей, что для них самое главное. Выясняется, что один из главных факторов, которые вызывают фобии опасения – потеря работы, нестабильность в стране, потеря здоровья, вот такие вещи. Пробки, вроде, не называют среди главных факторов, но я вполне понимаю, что человек, который постоянно ездит на машине, всё время попадает в пробки и для него такой раздражитель может оказаться более актуальным, чем, скажем, боязнь потерять работу, если он её не боится потерять. У всех людей это по-разному. В принципе, очень много таких факторов, которые здесь названы этим словом «раздражитель» и выделить среди них какой-то главный довольно трудно, потому что для разных людей по-разному, в зависимости от разных обстоятельств.
Илья: Правительство Медведева 3-й год мучает народ постоянным зимнем временем. Андрей Владиславович, скажите, какой вред нанёс населению РФ премьер Медведев своим решением.
Юревич А.В.: Насчёт переноса времени ведутся дискуссии, причём представители самых разных наук высказываются на эту тему, в том числе и психологи. Понимаете, тут оптимального психологического решения не существует, потому что, с одной стороны, плохо начинать рабочий день в темноте, с другой стороны плохо заканчивать день в середине дня. Я вспоминаю высказывание одного нашего известного киноактёра, который сказал, что мне страшно жить в стране, где темнеет в 3 часа дня. Всем не угодишь. Сдвигаешь в одну сторону, тут оказывается плохо, сдвигаешь в другую, тоже плохо. Поэтому оптимального решения здесь, наверное, нет. Опять же здесь многое зависит от особенностей человека. Если человек встаёт рано, то для него, конечно лучше, когда раньше светает, если он встаёт достаточно поздно, то всё равно уже светло, когда он проснулся и ему лучше, когда день сдвинут в другую сторону. А что совершенно очевидно, то, что вредно и для человека и для общества, и даже для экономики, когда время гоняют туда – сюда, вот эти постоянные переносы. Любой перенос времени вызывает очень сильные изменения в организме человека, порождает необходимость адаптации к новому временному режиму и пока эта адаптация будет достигнута - это достаточно сложный психологический и физиологический период для человека. Переносить постоянно время туда-сюда абсолютно неправильно. Хотя нет однозначного решения, в какую сторону лучше перенести, «где найдёшь, где потеряешь». Но очевидно, что однажды введя какой-то режим, надо успокоиться, устаканиться и постоянно его туда-сюда не перемещать.
АН: Спасибо большое, время нашей видеоконференции заканчивается, один из последних вопросов, он, наверное, самый тяжёлый: все мы хотим жить в нормальном гармоничном обществе, чтобы положительные эмоции каждый день нас окружали, возбуждали эти эмоции к хорошими делами, к хорошим созидательным процессам. Скажите, пожалуйста, что нужно, чтобы общество наше стало гармоничным?
Юревич А.В.: Вопрос, конечно, скорее не к психологу, а к президенту страны или к премьер-министру. Нужно очень разное, например, более нормальное распределение доходов. Существует индекс жизни и другие похожие индексы, которые показывают соотношение доходов наиболее богатых и наиболее бедных слоёв населения. У нас это соотношение чудовищно велико, на уровне африканских и латиноамериканских стран и не может быть благополучной страна, где настолько разительна диспропорция в уровне жизни богатых и бедных. У нас много этнических противоречий, других проблем в нашем обществе. У нас далеко не самая замечательная власть, я имею в виду не первых лиц государства, а властвующую элиту в широком смысле слова. У нас чудовищные размеры коррупции, преступность зашкаливает. У нас очень много социальных проблем и пока они не решены, общество трудно будет назвать гармоничным. Но, в основном, это, конечно, не психологические проблемы, а экономические, социальные, юридические, самые разнообразные проблемы. Тем не менее, в таком обществе, которое трудно считать благополучным, точно есть средства, которые позволяют человеку более оптимистично воспринимать происходящее, легче относиться. Ни в коем случае я не имею в виду принять зло и не бороться с ним. Зло нельзя принимать, с ним надо бороться, но, при этом можно это делать более спокойно, а можно более надрывно ценой различных психических, физических заболеваний и так далее. В этом плане психология может помочь. И социальные психологи и психологические различные методы, которые вы можете в некоторых случаях применять самостоятельно, они позволяют человеку вырабатывать и более спокойное отношение к происходящему, и более оптимистичное, чтобы быть оптимистом. Это очень важно, особенно в неблагополучном обществе. Напоминаю о том, что сейчас в мировой науке очень принято высчитывать различные индексы счастья. Казалось бы совсем неподдающееся измерению счастье измеряется, причём существуют различные индексы, типа индексов счастья или индексов счастливой планеты и так далее, которые взяты на вооружение различными международными организациями, такими как ООН, Европарламент и так далее. Самое интересное, что инициаторами распространения таких индексов счастья выступают не психологи, даже не социологи, а экономисты. Существует такая область – экономика счастья, сейчас очень успешно развивающаяся. И существуют различные международные данные, они довольно интересные. Благополучные в экономическом отношении европейские страны (сейчас там кризис, понятно, но всё равно они остаются более благополучными), они занимают очень плохие места в мировых рейтингах счастья. В конце первой сотни Соединённые Штаты Америки. Самые счастливые страны, согласно этим данным, такие страны как Венесуэла, Нигерия. Там меняются лидеры, в этих рейтингах, но, в основном это страны, где вроде объективных предпосылок для счастья населения нет, но население там более счастливо. Понятно, что счастье для разных людей – это разное: для одного просто наестся досыта - это счастье. В таких странах во многом это так. Я, конечно, не призываю наших сограждан идти путём венесуэльцев или нигерийцев, но очень многое зависит от психологического настроя человека, от уровня его оптимизма, того, как он воспринимает вот этот полупустой стакан, как наполовину пустой или наполовину полный. Так что можно себе помогать психологически и стоит обращаться к социальным психологам не дожидаясь пока наше общество станет гармоничным, как было сказано, и объективно благополучным. Хотя, этого очень хотелось бы, конечно.
АН: Спасибо большое, Андрей Владиславович, что нашли время ответить на наши вопросы. Спасибо нашим читателям за столь интересные вопросы.
Юревич А.В.: И Вам спасибо за интересную беседу.
Юревич А.В.: 1) Я не очень понимаю, какой смысл вкладывается в слово «опосредованное», но влияние сознания на инстинкты, интуицию - это одна из характерных для психологии тем и здесь методики есть самые разные. Например, есть методики изучения взаимодействия сознательного и бессознательного мышления в процессе решения задач. К примеру, используется шахматная задача и используется метод слежения за бессознательным, как окулограмма, закрепляются специальные маленькие присосочки на зрачках человека, и прослеживается траектория движения его глаз. И выясняется, что прежде чем найденное решение проникнет на сознательный уровень и человек говорит: «Я нашёл решение», он многократно прочерчивает этот ход своими глазами. Это индикатор бессознательной активности.
АН: Надо быть внимательным.
Юревич А.В.: Это просто пример, а на самом деле таких методов довольно много. Методы классического психоанализа – это как раз методы, которые позволяют работать одновременно и с сознанием и с бессознательным человека. Это методы воздействия на его бессознательное, неосознаваемые процессы с помощью сознания.
2) Это, действительно, очень хороший вопрос. Я считаю, что интуицию в строгом понимании развивать невозможно. Это либо дано человеку от природы, от Бога, либо нет. Вообще интуицию очень часто рассматрвают как некие свёрнутые алгоритмы. В принципе, мы применяем некие алгоритмы решения задач, при этом сами эти алгоритмы не сознаём. Нам кажется, что решение свалилось нам само с неба, а на самом деле за ним стоит обширная мыслительная работа, но бессознательного характера. Яркий пример - это открытие Ньютоном Закона всемирного тяготения, известно как это описано: яблоко падает на голову учёного и тут ему приходят в голову правильные мысли. На самом деле, решение не с яблоком сваливается. Решение многократно прорабатывается на бессознательном уровне, и если он сам этого не осознаёт, то всё равно человек думает над этой проблемой, и вот оно всплывает под влиянием внешнего толчка. Чтобы развивать такие механизмы, естественно, надо говорить об интуиции в разных сферах деятельности. В каждом конкретном виде деятельности интуиция во многом связана с тем, насколько человек оснащён алгоритмом решения соответствующих задач. Чем больше у него этих алгоритмов, чем больше он здесь профессионально приспособлен к этой деятельности, тем больше вероятности, что ему придёт правильное решение, а прийти оно может, всплыв из бессознательного в сознание, как бы интуитивно. За интуицией, я подчеркну ещё раз, стоит очень большая мыслительная работа: подготовка, образование и осознанная мыслительная деятельность.
3) Наверное он имел в виду психологические способности. Возраст, конечно, служит ограничительности. Ясно, что какие-то способности (их довольно много) в молодом возрасте проявляются и развиваются лучше, чем в пожилом возрасте. Общеизвестный факт, зафиксированный вашим сознанием, что память с возрастом ухудшается, или человек становится менее внимательным. За такими житейскими наблюдениями стоят реальные психологические факты. Это, действительно, так. Но практически не существует способностей, которые имели бы некий абсолютный возрастной предел. В принципе, любую способность можно развивать, даже в самом преклонном возрасте, если человек просто сохранен физически и психологически. В молодом возрасте это делать лучше, чем в пожилом.
4) Я бы не взялся отвечать на эти вопросы, потому что определений бесчисленное множество. Если кто-то хочет получить эти определения, просто достаточно зайти в Интернет, набрать соответствующие слова и там будет бесчисленное множество определений. Что касается точных определений, любое определение точно, в том смысле, что оно формулируется компактно и определённо. Но одновременно не точно в том плане, что всегда очень многое в этом явлении выходит за пределы определения. Абсолютно правильного определения чего-либо вообще, дать невозможно. Тем не менее, какие-то типовые определения известны, они есть в учебнике психологии, они есть и в Интернете. Я, конечно, могу их дать, но это будет очередное неточное определение.