В эксклюзивном интервью газете «Аргументы недели» капитан ФСБ запаса Николай Гурьев, Президент Фонда «С» рассказал, что его спецподразделение использует уникальные методики задержаний и обезвреживаний, которых нет ни в спецподразделении «Альфа», ни в спецподразделении «Вымпел»
Каковы были причины создания Управления «С» ЦСН ФСБ, ведь уже существовало Управление «А» и Управление «В», занимающиеся антитеррором?
В 1991 году, 6 декабря был создан 5-й отдел в Главном Управлении по борьбе с организованной преступностью Межреспубликанской службы безопасности Российской Федерации.
Прошло почти десять лет и 16 июля 1999 года в результате объединения отделов специальных операций ФСБ России и 3-го отдела Службы по борьбе с незаконными вооруженными формированиями и бандитизмом УФСБ России по Москве и Московской области создается Служба специальных операций ФСБ, в последующем Управление «С».
В чем отличие Вашего управления?
Основное отличие Управления «С» от Управления «А» и Управления «»В» в том, что это малочисленное подразделение, выполняющее специальные задачи оперативного характера. Это и внедрения в различные банды, и задержания различных громких чиновников, террористов, главарей банд. Одна из приоритетных задач подразделения – это не уничтожить опасного преступника, а взять его живым.
Кто из офицеров стоял у истоков Управления как они его сделали исключительным, отличающимся от других управлений спецназа ФСБ?
Первым начальником был назначен генерал-майор Валентин Григорьевич Андреев (будущий командир «Альфы»). Службу он формировал практически с нуля, из нескольких разрозненных боевых единиц. В кратчайшие сроки было создано одно действующее боевое подразделение.
В 2008 году, 24 апреля Служба была преобразована в Управление специальных операций ЦСН ФСБ России.
Как офицеры Управления «С» сделали его исключительным, отличающимся от других управлений спецназа ФСБ? В управлении «С» существует множество методик по эффективной борьбе с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом. Одна из уникальных методик – это методика задержаний и обезвреживаний. Такой методики нет ни в «Альфе», ни в «Вымпеле». Данная методика позволяет оперативному сотруднику управления «С» быть самостоятельной боевой единицей, способной выполнить задачу от внедрения в банду до полного ее уничтожения изнутри.
В СМИ указано, что Управление-это структура специальных операций. А включают ли эти операции борьбу с диверсионными подразделениями, такими как САС (Великобритания), «зеленые береты», рейнджеры США, германские коммандос, Иностранный легион из Франции, которые уже действуют на Украине?
Сотрудники Управления «С» не осуществляют борьбу с диверсионными группами. В наши задачи это не входило и не входит.
А осуществляет ли Управление «С» операции в тылу противника?
Да, конечно, осуществляет постоянно, в том числе и на Украине.
Кого из выдающихся офицеров Управления «С» Вы можете назвать и в чем их исключительность?
Полковник Константин Константинович Коккинаки, заместитель Начальника Управления, начальник отдела. Он потомственный офицер, внук известного Героя СССР, летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки. Он разработал и успешно внедрил методику по борьбе с террористическими организациями типа Аль-Каида, Хизб ут-Тахрир, Имарат Кавказ. Сотрудники управления «С» уникальны и о героических поступках, каждого можно рассказывать часами. Но, к сожалению, секретность данных героических поступков актуальна и по сей день.
Какую операцию Вашего Управления Вы считаете самой успешной? Расскажите о ней подробней. По сути, каждая операция уникальна. Расскажу об одной, которая была проведена в период обеспечения безопасности олимпийских игр в г. Сочи. Тогда по имеющейся информации о готовящемся теракте на объектах Олимпийских Игр мы выехали в регион для отработки информации. По ходу оперативно-розыскной деятельности выяснилось, что готовился массовый подрыв олимпийских объектов в г. Сочи. Благодаря нестандартному мышлению, оперативности и смелости сотрудников Управления «С» удалось выйти и обезвредить целую иностранную банду, состоящую из групп обеспечения и группы боевиков. В ходе операции был сорван, пожалуй, самый громкий и масштабный теракт, который бы унес жизни сотней людей и серьёзно бы подорвал престиж и авторитет нашего государства.
Сейчас в период войн нового (шестого) поколения повсюду используются беспилотная авиация, дроны-камикадзе, беспилотные катера. Как Управление «С» готовится к ведению боя в таких условиях?
Офицеры управления проходят подготовку по противодействию различным видам БПЛА, учатся владеть этими аппаратами, но мы редко сталкиваемся с этими видами вооружения, так как у нас другие задачи.
Боевые действия в Афганистане, Сирии, Ираке показали, что ЦРУ для особых акций использует свой спецназ, состоящий из бойцов высшего класса, подготовленных в учебном центре «Ферма». Готовы ли Управление «С» противостоять диверсантам из ЦРУ и изучает ли их опыт боевых действий?
Безусловно, опыт противника изучается. Но мы всегда руководствуемся своими наработками и методиками. Если Родина прикажет, то мы готовы противодействовать любым спецподразделениям.
Чему учат офицера Управления «С»?
Изначально молодой оперативник осваивает базовые навыки сотрудника ЦСН ФСБ России. После того как он приходит в подразделение после курса молодого бойца ему прививают специальные навыки, основанные на уникальных методиках и опыте старших товарищей.
12.Чем подготовка в «С» отличается от подготовки в «Альфе»? Базовая подготовка боевого сотрудника ЦСН ФСБ России одинакова. Специальная подготовка у сотрудника Управления «А и у сотрудника Управления «С» будет существенно отличаться, так как специфика деятельности отличается друг от друга.
13. Является ли каждый офицер Вашего Управления снайпером и инженером-сапером или в подразделении существуют отдельные группы специалистов?
Каждый офицер нашего Управления владеет различными специальными навыками. Безусловно, в них входят изучение снайперского и саперного дела. В боевых командировках приходиться заменять друг друга и владение навыками различных военных профессий всегда актуально. Сегодня ты снайпер, завтра пулеметчик, послезавтра сапер. Подготовку по этим воинским специальностям у нас проходят все.
Имеют ли офицеры Управления языковую подготовку и как она выглядит?
Изучение того или иного языка не входит в программу обучения сотрудника Управления «С».
Осуществляет ли Управление для своих офицеров парашютную подготовку и насколько она совершенна?
Парашютную подготовку офицеры Управления «С» не проходят. Есть люди, которые пришли в Управление уже с парашютной подготовкой. Тем не менее, каждый сотрудник прыгал с парашютом в рамках курса молодого бойца (КМБ).
Каковы требования при отборе к кандидату Управления «С»?
Стрессоустойчивость, умение себя правильно вести в стрессовых ситуациях, интеллектуальные требования, морально-психологическая устойчивость, физическая крепость, выносливость.
Сотрудник Управления «С» называется боец, оперативник или офицер?
Все вместе, но официально называется оперативник, оперуполномоченный.
Умеют ли офицеры Управления «С» обращаться с иностранным оружием и военной техникой?
Сотрудники Управления «С» умеют пользоваться иностранным оружием и легкой бронированной военной техникой. Происходит подготовка по освоению навыков и владению иностранным стрелковым оружием. Изучается теория и практика применения оружия. Изучается американское, английское, французское, германское, итальянское и другое оружие. Некоторые иностранные образцы вооружения состоят в качестве штатных экземпляров в подразделении.
Существует ли в Управлении морской отряд или все офицеры готовы выполнять задания в этом пространстве?
Морской подготовкой не владеем и операции на море не осуществляем. Для этого есть «Вымпел» и «Альфа». Мы городское подразделение, работаем в городе.