Аргументы Недели → Интервью 13+

Военкор Георгий Медведев: день в Донбассе – это маленькая целая прожитая жизнь

, 21:44 , Политический обозреватель

Военкор Георгий Медведев: день в Донбассе – это маленькая целая прожитая жизнь

В гостях у читателей «Аргументов недели» вновь оказался известный военный корреспондент и волонтер Георгий Медведев. Этого человека знают в любом уголке фронтов Донбасса, а теперь и СВО. Мы знакомы со славным путем нашего героя в прошлом, но каждую новую встречу он делится чем-то новым о насущных делах военных и гражданских фронтовиков. Слово первому лицу!

– Георгий, доброго дня! Рады вновь пообщаться, что нового у военкора и волонтера нашего?

– Здравствуйте! Взаимно, очень рад! У нас уже такая небольшая традиция сложилась, что мы время от времени встречаемся, обсуждаем самые актуальные вопросы, говорим о насущном, иногда поднимаем какие-то проблемные темы, поэтому всегда рад пообщаться. Ну что нового, каждый день, как я перед этим говорил, приносит где-то новые радости, где-то, наоборот, печальные события происходят. Жизнь любого региона кипит, бурлит. А у региона, в котором идут боевые действия, она еще более насыщенная. Здесь каждый день – это одна целая маленькая прожитая жизнь.

– Фронт продвигается, а обстрелов меньше не становится. Как сейчас многострадальная Горловка и окрестности?

– Горловка – вообще город-герой, и жители – герои, которые никуда не уехали, каждый день выходят на работу, чинят что-то, восстанавливают. Сейчас к отопительному сезону, к зиме готовят город, облагораживают. В Горловке долгожданный ремонт дорог стартовал, которого не видел город еще со времен Советского Союза, ведь Украина просто плюнула на это все.

Фронт действительно сдвинулся в свое время, но западный ленд-лиз XXI века дает о себе знать. У противника выросли калибры, выросла дальность стрельбы тяжелых видов вооружения. Поэтому с тех позиций, на которых он сейчас находится, ему не составляет труда добивать до Горловки по всем районам города.

Военкор Георгий Медведев: день в Донбассе – это маленькая целая прожитая жизнь

Даже если мы берем какие-то советские виды вооружения, есть такое понятие, как прицельная дальность стрельбы и предельная. Прицельная – это для того, чтобы поражать те цели и объекты, которые намечены. А предельная – это насколько может снаряд полететь. Для Украины нет разницы, куда бить: куда прилетит – там и цель была. В школу – значит в школу, в детский сад – в детский сад, в жилой дом – значит туда прилетит. Пока предельная дальность стрельбы позволяет, они били, бьют и буду бить по Горловке, по Ясиноватой, по Донецку. Каждый день происходят трагедии: раненые, погибшие, масштабные разрушения фиксируют по всей территории Донбасса. Сейчас безопасных мест нет, но повторяюсь, героические люди здесь живут, которых невозможно сломить, невозможно запугать. Ситуация очень тяжелая, но все работает: аптеки, магазины, больницы, пожарная служба, скорая помощь, правоохранители – абсолютно все работают, все на своих рабочих местах.

– А что скажешь о недавних парламентских выборах?

– С ними вообще такой момент показательный, очень значимый. Потому что прошли первые для Донбасса выборы в составе Российской Федерации. И Донбасс показал очень высокую явку. Это говорит о том, что люди здесь не просто выживают, а живут. Да, с оглядкой на линию фронта, но живут.

– Где довелось побывать за это время? Как оцениваешь обстановку?

– У нас фронт работ в гуманитарном плане остается неизменным – это гражданское население, проживающее вблизи линии боевого соприкосновения: прямо на передовой люди, которые остались, которым некуда выезжать, преимущественно старики. И, конечно же, наши ребята на фронте. Считаю, что именно вокруг них мы должны сейчас сплотиться и помогать всем, чем можем, ведь ребята в круглосуточном режиме, без выходных, без праздников, без отпусков сражаются за Россию. А значит вся Россия должна быть с ними.

– Как продвигаются волонтёрские дела? Кому приходится помогать сейчас?

– Какие-то отдельные истории выразить сложно. Я, если честно, сейчас подумываю о том, чтобы начать записывать что-то запоминающееся. Помогаем достаточно большому количеству людей. Уже, наверное, в сотнях измеряется число наших гражданских подопечных. Помогаем медикаментами, продуктами питания и вещами, детскими вещами – всем, чем можем быть полезными. А полезны мы многим, потому что отклик от наших читателей, от наших зрителей, когда мы обращаемся за помощью, всегда колоссальный! Сейчас мы собираем средства для аренды жилья нескольким семьям из Светлодарска. Прямое попадание ракеты HIMERS по многоквартирному жилому дому полностью уничтожило его. Люди остались без жилья, без имущества. И наша задача – помочь им. Особенно то, что близится зима, и сколько бюрократические проволочки займут на получение компенсации либо альтернативного жилья, непонятно. Поставили себе задачу сделать так, чтобы люди не остались на улице.

– Кто помогает сейчас в нелегком гуманитарном деле?

– В гуманитарном плане мы работаем локально. Весь наш коллектив тут – это я и мой коллега, тоже военный корреспондент News-Front Алексей Гавриш. Вдвоем мы с ним работаем «на земле». А если говорить о помощи глобальной – это вся Россия. Нам помогают и волонтерские организации, и отдельные волонтеры: «Русская весна Z» из Ростова-на-Дону или «Добро и дело» с Кубани. Налаживаем контакт, нам помогают и материально, и точечно. Например, мы можем обратиться к ребятам и сказать, что нам нужно 20 масксетей или фонарики налобные, бронежилеты или еще что-то, продукты для гражданского населения.

Военкор Георгий Медведев: день в Донбассе – это маленькая целая прожитая жизнь

На нашем подшефном участке проживают не менее 200 человек, и мы не сможем собственными силами закрыть все нужды – это слишком дорого. Мы встречаемся регулярно с людьми, они передают нам посылки, которые сами собирают. А помогает нам вся Россия, потому что от Донбасса, который сам постоянно под обстрелами, люди узнаю, что где-то там в Ясиноватском районе, в селе Новобахмутовка сидят люди вообще без хлеба, без воды. И те же дончане, горловчане, которые сами под обстрелами, переводят деньги, потому что есть те, кому тяжелее. Москва, Петербург, Дальний Восток, Север – вся наша большая Россия сплотилась вокруг Донбасса. А здесь на месте до пунктов назначения развозим мы с Алексеем.

– Какие нужды у людей в основном сейчас?

– Потребности у людей, увы, не изменились. Жители территорий, где нет магазина, где не ходит транспорт и откуда выехать даже невозможно, практически круглосуточно сидят в подвалах. Даже если это частный сектор, то никакого домашнего хозяйства у них быть не может – потому что они круглосуточно находятся под обстрелами. Основная нужда – это в первую очередь продукты питания. У нас есть возможность заезжать сюда. Понятно, что рискуем собой, но заезжаем, завозим туда продукты питания и медикаменты, учитывая то, что стариков очень много.

По прифронтовой зоне: там ситуация гораздо проще в плане того, что есть возможности приобрести это все, и гуманитарки больше. Не только мы помогаем, но проблемы существуют для семей с детьми, для семей многодетных и для стариков одиноких – люди нуждаются в медикаментах, тех же детских принадлежностях. Многие местные остались без работы: человек работал всю жизнь на предприятии, был хотя бы как-то уверен в завтрашнем дне. Сегодня прилетает в это предприятие, оно уничтожается, закрывается. И все, куда идти человеку, именно в этот период мы должны помочь, должны поддержать, и собственно, этим и занимаемся.

Военкор Георгий Медведев: день в Донбассе – это маленькая целая прожитая жизнь

Бойцы наши нуждаются во всем, абсолютно во всем. И здесь даже не только о материальном речь: письмо какое-то, открытка детская, которую передают через нас бойцам, – это поднимает моральный дух ребят. В такой поддержке наши защитники нуждаются во всем и всегда. Мы должны всячески показывать, что у нашей крепкой армии, нашего крепкого фронта есть надежный тыл.

– Что скажешь про водоснабжение? Заработала «Большая Вода» или нет пока?

– Мне сложно ответить за всю республику, потому что социальная тема все-таки не моя. Я редко этого касаюсь. Но, как житель Горловки, например, могу сказать, что да, с водой стало гораздо проще, потому что увеличились объемы подачи. Тут и запуск водовода, который строился, ну и конечно, постоянно занимается этим вопросом местная администрация. Решается вопрос постепенно, где-то по капельке по две воды, а там, больше-больше-больше. И сейчас уже прибавка достаточно ощутима, если нет никаких экстренных ситуаций, никаких ЧП, то каждый вечер подается по Горловке вода. Отдельная честь и хвала сотрудникам коммунальных служб. Регулярно наша система водоснабжения получает повреждения в результате обстрелов. И порой прямо под огнём ремонтники выезжают туда чинить, ликвидировать эти последствия, чтобы город был с водой. Люди рискуют с собой, люди работают на износ, но подают воду. Надеемся, что дальше вопрос будет решаться, продолжит ситуация улучшаться. Но самую сложную фазу, которая была, хочется верить, мы преодолели.

– У ребят на передовой бываешь?

– Да, у ребят на передовой мы бываем постоянно, все-таки мы военные корреспонденты – это наша прямая задача, прямая обязанность. Бываем в гостях и по работе, и по гуманитарной деятельности. Так держим тоже руку на пульсе, всегда на связи с парнями. У нас в основном направления Артемовское и Запорожское, как раз-таки и получается, что самые сложные.  Ребята – молодцы, отражают все атаки, надежно стоят на передовой. Низкий поклон им! Думаю, что не ошибусь, если скажу, что благодарю от лица всей нашей страны. Бои тяжелейшие, бои мощнейшие, противник с потерями не считается, заваливает наши передовые позиции телами своих убитых «побратимов», заливает землю Донбасса своей кровью, устилает телами своими. Он может быть и хочет остановиться, но западные хозяева не дают. И сейчас крайняя неделя относительной нормальной погоды: противнику нужно добиться еще хотя бы какого-то результата, еще какой-то клочок земли взять. Потому что откровенно контрнаступление, которое они заявляли, провалилось. Те результаты, которых добились, несоизмеримы с потерями, с тем уроном, который понесли. Западной техники сколько пожгли наши парни на передовой! Противник рассчитывал совершенно на другое. Самое главное, что хозяева Украины из-за океана рассчитывали на иной результат, теперь нужно с этим что-то делать. Наши ребята понимают, что сейчас еще немного, и это контрнаступление окончательно заглохнет. И мы уже должны будем наступать, парни ждут этого. Все мотивированы, все ждут приказа вперед освобождать дальше землю Донбасса, землю России. Потому что еще очень много задач предстоит решить, и они хотят это делать.

Военкор Георгий Медведев: день в Донбассе – это маленькая целая прожитая жизнь

Из совсем недавнего отмечу следующий момент волонтёрской работы. К нашей команде обратились парни с одного из самых горячих участков – Артёмовского направления. В результате каждодневных сражений у бойцов был уничтожен эвакуационный транспорт. Наши герои просят помочь им с приобретением двух машин УАЗ «Буханка», на которых они смогут оперативно вывозить раненых, и обращаются к нам. Мы не можем остаться в стороне, а потому запускаем акцию #народная_буханка.

– Что с творческими планами? На паузе или есть задумки?

– Паузы возникают, конечно, порой очень много работы, очень много задач и по основной специализации, и по гуманитарной линии. Но стараюсь работать планомерно. Сейчас уже, наверное, наполовину завершена работа над моей новой книгой. Эта книга будет посвящена уже событиям во всем Донбассе. Если в первой части я писал только о Мариуполе, то сейчас речь пойдет о Горловке, о Ясиноватой, о Донецке, о Макеевке, о Шебекино многострадальном. Обо всем, где мы на протяжении больше полутора лет с момента, когда я покину Мариуполь и до сегодняшнего дня, бывали, хочу рассказать правду. В какие-то моменты просто фокус внимания был на других направлениях, а иные события просто начинали затираться из-за монотонности происходящего. Мне хочется рассказать читателю о том, что здесь происходило, что происходит, как люди живут. Ведь это не просто скупые холодные сводки обстрелов, разрушений, но в первую очередь, рассказ о людях, о человеческой жизни, о человеческой трагедии, о человеческом подвиге. Так или иначе, когда садишься писать, начинаешь с какого-то одного фрагмента, и тут из глубины памяти всплывает другое событие, которое ты уже забыл давно, но вот оно появилось. И если оно так отложилось, в нужный момент всплыло, значит о нем есть смысл рассказать. Сейчас, наверное, больше половины книги уже написано в черновом варианте. Наталье Анатольевне Чернецкой, моему издателю, я уже «поугрожал», что готовится продолжение. Огромное спасибо ей, она с радостью восприняла эту новость, ждет, когда я закончу уже работу и готова издавать новую мою книгу. А планы, конечно, большие. Ведь то, что происходит здесь, начиная с 2013 года, с госпереворота на Украине, много чего есть рассказать. Для некоторых людей может стать открытием, что война здесь началась не в 2022 году, а в 2014-м. И началась она не просто так, а этому предшествовали очень большие и очень значимые события. Хочется донести это до широкого круга читателей.

– Прогноз на нынешнюю осень дай, как человек информационного и военного поля, пожалуйста!

– Украинское контрнаступление, как я уже сказал, откровенно провалилось. У Киева остаются буквально считанные недели на то, чтобы дать хотя бы какой-то результат. К этому подгоняет запад и даже западная пресса, если читать кого-то со стороны противника. Ведущие издания из-за океана, которые достаточно откровенно транслируют ситуацию с передовой, пишут о колоссальных потерях среди украинских нацистов, о грандиозных потерях среди техники и вооружения, то есть пошло все не так, как хотелось бы. Кстати, западные СМИ – своего рода рупор решений, которые принимаются в высоких кабинетах. Когда читаешь какие-то нелестные отзывы об украинских политиках, командовании ВСУ, становится понятно, что это выносится уже как для широкой публики то, о чем говорится за закрытой дверью. Очень интересно читать статьи о том, как военные эксперты и аналитики предполагают, что Зеленский может быть ликвидирован, что его убьют в результате внутреннего переворота, или Россия «готовит покушение»: явно фигура Зеленского начинает надоедать его хозяевам. Украинская армия тоже порядком надоела кураторам, потому что деньги всасывают в себя, а результата не дает. Мое предположение на осенний период – это то, что сейчас, не считаясь ни с какими потерями, будут просто местные штурмы идти один за другим на всех направлениях в надежде хотя бы какой-то населенный пункт захватить и отчитаться, что у них все хорошо, все получилось.

Военкор Георгий Медведев: день в Донбассе – это маленькая целая прожитая жизнь

И в этом, наверное, такой печальный прогноз для жителей прифронтовой зоны, что обстрелы станут сильнее, потому что Украине все равно. Обстреливая школы, больницы, детские сады, Киев подает это потом в отчетах как военные победы. На некоторых участках фронта мы сейчас наблюдаем эту эскалацию, она уже пошла и, возможно, ситуация будет только усугубляться. Поэтому желаю терпения всему гражданскому населению; сил, мужества и выдержки – нашим ребятам на передовой! От себя скажу: мы, как волонтеры и как журналисты, будем делать все для того, чтобы доносить правду о происходящем и помогать людям, помогать нашей армии. Потому что мы все маленькие кирпичики, из которых сложна наша страна. Пока мы держимся, пока мы вместе, нас никогда не победить, никогда не сбить с ног. И самое главное – наше дело правое, значит победа будет за нами!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram