Нефтяные оракулы
№ () от 25 июля 2018 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
На фоне всеобщей тревоги по поводу судьбы нефтяных цен, которые последние годы колбасит всё сильнее, эксперты делают светлые прогнозы. Рывки вверх-вниз – дело временное, поскольку мировая экономика от углеводородов в ближайшие десятилетия никуда не денется.
ПО ДАННЫМ Международного энергетического агентства, сейчас доля чёрного золота в мировом энергобалансе – 32%, голубого топлива – 22%. Атомная энергия в масштабах планеты даёт почти незаметные 5, 6%, у гидростанций того меньше – 2, 3%.
Доля широко разрекламированных альтернативных источников энергии вообще ничтожна. Всяческие ветряки, приливные, волновые и геотермальные станции – все вместе пополняют планетарный энергобаланс на 0, 7%. При том, что только в 2016 г. правительства западных стран закачали в развитие альтернативной энергетики 21 млрд долларов, в 2017 г. сумма выросла до 25 миллиардов.
Что же будет в 2043 году? На первое место в мировом энергобалансе выйдет газ с долей 27%, вклад нефти снизится до 24%. Доля угля будет такой же, как у газа, – 27%. Значение атомных и гидростанций останется ровно тем же, что сейчас, – от 2 до 6%. Альтернатива поднимется, но не сильно – до 4%. Оно и понятно: стоимость энергии из альтернативных источников непомерна, в 20–50 раз выше. В реальности в планетарных масштабах наблюдается явный крен в сторону угля. Тогда как, по статистике, вред от угольной энергетики для окружающей среды в 4, 5 раза выше, чем от нефтяной, в 40 раз больше газовой, она в 4 тыс. раз страшнее ядерной.
Многие уверены: топливную революцию совершат электромобили. Но и тут не всё гладко. Переворота может не быть, потому что экономия мнимая. Подсчитано: чтобы проехать 100 км на бензиновом двигателе, нужно сжечь 7–8 л топлива, которое даст 220 мегаджоулей энергии. Чтобы проехать то же расстояние на электрическом двигателе, его сначала нужно зарядить энергией. На её выработку типичная ТЭЦ сожжёт газа, нефти или угля на 390 мегаджоулей. Простыми словами: в глобальном плане электромобили потребуют почти вдвое больше углеводородов.
Так что на деле в глобальном плане о судьбе цен на нефть волноваться не стоит. По прогнозам, уже через 10 лет мировое потребление чёрного золота вырастет с нынешних 90 млн баррелей (бочек) в день до 110–120 миллионов. Через 20 лет поднимется до 130–140 млн бочек. Чёрное золото опять станет дефицитом, растущие мировые экономики вновь будут бороться за поставки. Со всеми вытекающими, цены вновь будут бить фонтаном.