> Поэзия и красота: всегда вместе - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

Поэзия и красота: всегда вместе

9 августа 2023, 15:32 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]

На фото Полина Лахтина

Продолжение. Начало здесь

С гостьей нашей гостиной — челябинской поэтессой, мы продолжаем обсуждать то, как в голове поэта рождаются стихи. Ну красота, которую они несут людям.

— Полина Леонидовна, а с чего у вас все началось. Когда на свободу прорвалась поэтическая лавина?

— После первого опыта в 2010 году у меня как-то сразу все пошло. Вдохновение пришло. Удивительное чувство. И я начала писать.

— И как ты считаешь, это нормально или ненормально, что человек вдруг заговорил рифмованными строками?

— А как определить нормальность?

 

Кто может разгадать поэта…

— Вот если взять среднего человека, россиянина…

— Хороший вопрос (смеется).

«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей…».

Пушкин же тоже писал разное.

— Полина, подожди, ведь уходя в подобную стихотворную заумь, ты невольно вычеркиваешь себя из списка обычных, нормальных людей…

— Ну так ко мне и тянутся люди за необычностью.  Когда серость им надоедает, они ко мне приходят. И говорят: «Слушай, расскажи что-нибудь интересное. Слушай, достала уже эта будничность. Давай по душам, расскажи что-нибудь такое, чтобы петь хотелось и плясать…  И чтобы жизнь не казалась чем-то таким, совсем уж убогим.

Полина, так ты действительно считаешь, что это нормально, когда человек вдруг тебе начинает писать стихи…

— Ну да, в молодости все пишут. И это вполне нормально и правильно, когда чувства переполняют.

Что это за манера такая изложения своих мыслей, рифмованная? И чтобы они по форме были еще и упакованы…

— Ты знаешь, это сродни с музыкой. Знаете, музыка и поэзия очень близки, близки по своей самоорганизации. То есть там тоже присутствует ритм, ритмика, ритмический рисунок, музыкальность, определенный такт. А это еще и своего рода вибрации. Раз, раз, раз (показывает рукой). Это, кстати, с самых древних времен известно…

Полина, я одного замечательного человека — директора музыкальной школы искусств долго пытал: «Вот вы всю жизнь поете, что это вам дает? Какое-то особое развитие? Мозжечок, может быть, от этого увеличивается в размерах?

— Хороший вопрос, вы слышали, как поют григорианцы, монахи?

Слышал пару раз (смеюсь).

— А слышали, что когда при этом измеряют их мозжечок, то в нем действительно происходят какие-то изменения. И это не шутка. И они таким образом могут даже компенсировать себе сон. У них даже нет необходимости во сне. Они получают такой заряд энергии…

Полина, точно мозжечок?

— Ну, может шишковидная железа. Я же не анатом (смеется). Какая-то древняя структура, подкорковая. И они точно могут не спать подолгу.

 

Художник пишет глазами любви…

Я почему спросил, об этом в фильме Марчелло Мастрояни «Амаркорд» («нить жизни». — Прим. автора) есть классная фраза, что если человек шесть часов в день дует в деревянный ящик, то почему вы предполагаете, что он от этого становится умнее. Вот если человек читает серьезные тексты, занимается математикой, если, в конце концов, поднимает штангу — он что-то развивает. А музыкант? А поэт?

— Поэзию и душу ведь не измеришь килограммами.

А душа-то есть у человека? Или это все же красивая выдумка?

— Субстанция, как таковая…, я не знаю. Вот смотрите, когда в чернобыльской зоне всплыло для многих недоступное раньше понятие, как излучение. А его можно раньше было измерить — до того, как счетчик Гейгера открыли... Нет. То есть получается, что человек, который в 15 веке напоролся бы на залежи урана и получил бы дозу облучения, просто ничего бы не понял. Потому что измерить его было нечем. Ведь если мы еще что-то не открыли, то это не значит, что этого нет.

Полина, то есть ты нахально хочешь сказать, что твоя душа лучше моей, потому что ты ее развиваешь стихами, а я нет…

— Нет, нет, что вы… Мы же все развиваемся (смеется). 

Я про то, что стоит ли вообще поэзией заниматься. Что это дает?

— Поэзия дает, во-первых, чувство красоты, чувство такта, чувство ритма, удивительное чувство, что твоя голова работает, и болезнь Альцгеймера в старости тебе может быть и не грозит. Это же развитие мозга, Владимир.

 

Красота и чистые сердца…

Теперь давай объясняй мне, далекому от поэзии, что такое чувство красоты…

— Чувство ритма и чувство такта дают человеку чувство гармонии. Например, понятие золотого сечения на нем строится, которое возникло сравнительно недавно. Сначала его приписывали Леонардо да Винчи. Красоту научными методами изучали еще в Древней Греции. Потом, правда, все изменилось.

Ну да, я в курсе, ты про губы уточкой и нарисованные брови (смеюсь). Мы вот сидим с тобой, беседуем, и ты невольно степень моей красоты оцениваешь. Объясни, как это у тебя происходит на практике?

— Хорошо, смотрите, когда человек начинает писать стихи, он начинает не просто так смотреть по сторонам. Вот это стол. Вот листва. А он смотрит на них уже, как на более живое существо. Например, мой старый друг, мы с тобой прожили столько лет вместе. С тобой, дружище, я писал свои дипломные работы. Ты столько знаешь обо мне. Тебе ведомы все мои тайные мысли и желания. Это называется олицетворение.

Зеленая листва, как чудесно ты шуршишь под дождем, вместе с каплями дождя ты что-то волшебное напеваешь мне. И человек начинает больше чувствовать красоту мира. Он начинает глядеть на окружающее другими глазами. Вот для него уже не просто стена, а он может ей дать много эпитетов. Вот это все, мой друг Владимир, и развивает поэзия. Она дает такие понятие, и их понимание…, как эпитеты, олицетворение, гиперболы там, еще что-то. Вот этот удивительный взгляд на любую вещь под совершенно другим углом. А не все просто серое и обыденное: вот как эта ручка. И так во всем. И художник также…

— Уточню. И, по-моему, это важно. Ты Полина не видишь красоту, ты ее создаешь…

— Да.

— Потому что стол, это всегда только стол…  А потом, ведь главное — почему-то в голове твоей пошли какие-то процессы?

— А теперь вам вопрос. А что вы видите, глядя на этот стол? Ведь, по сути, стол сам по себе существует…

 

История одного стола…

— И это уже интереснее, чем сам по себе стол…

— И в этом то и есть проблема. Ведь никто из нас неправ. Я вижу стол так, а вы видите стол так. А он сам по себе существует. И живет своей столячьей жизнью. (смеется).

Я только лишь про то, Полина, что ты красоту сама создаешь. Что ее нет в природе.

— Правильно всегда же говорили, что красота в глазах смотрящего.

Даже не в глазах, а в голове твоей чудной. И когда она переполняется созданной красотой, как продуктом жизнедеятельности, у тебя появляется желание облегчиться. И явить всю эту свежепроизведенную красоту всему миру. Пусть любуется

— Вот тут-то и начинается проблема, ведь нашему миру, вот именно сейчас, и не хватает красоты. Настоящей красоты.

— И ты ее создаешь и приносишь.

— Да.

 

Окончание следует



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Путин провел рабочую встречу с главой Кабардино-Балкарии Коковым

Глава российского государства Владимир Путин провел рабочую встречу с главой Кабардино-Балкарской Республики Казбеком Коковым. Президент РФ задал вопрос по поводу развития инвестпроектов, IT-парка в Нальчике и зоны Эльбруса. Коков сообщил, что в КБР есть прорывные проекты, утвержденные правительством Российской Федерации. По данным главы региона, на 2024–2026 годы планируется вложить бюджетных средств 14,5 миллиарда рублей на инфраструктурные решения по Эльбрусу, расширение зоны катания до 35 километров, новых подъёмных механизмов, мест стоянки и так далее. Ковов уточнил, что туда участниками свободной экономической зоны будет вложено порядка 39 миллиардов рублей. Построят гостиничные комплексы, места досуга. Второй крупный проект республики – в области сельского хозяйства. Первый этап – 37 гектаров закрытого грунта введено в июле 2023 года.