Цирк «Золотой дракон» приглашает челябинцев поразиться и посмеяться
19 мая 2022, 07:09 [«Аргументы Недели. Челябинск», Надежда Медведкина ]
Канатоходцы, гимнасты и дрессировщики с потрясающими животными ждут зрителей.
В цирк «Золотой дракон» я вошла с изрядной долей недоверия. Современному человеку привычнее представления в стационарном здании: огромная арена, мягкие кресла, полный набор удобств. Чем после этого может удивить шапито в передвижном шатре? Пусть даже цирк «Золотой дракон» – единственное шапито, которое входит в пятерку лучших цирков России.Но билеты попали мне в руки, и остается на два с половиной часа погрузиться в волшебный мир востока, который обещает зрителям цирк «Золотой дракон». Благо, смотреть можно с удобством: кресла выстроены в полноценный амфитеатр, огромный четырехмачтовый купол возвышается над головой не хуже стационарного.
Сбой в программе ожиданий начался еще на выступлении канатоходцев. Небольшое путешествие артиста по натянутому тросу – может быть, не новинка для современного зрителя. Но если, то же самое путешествие совершает пирамида из нескольких человек – становится трудно отвести глаза. А когда канатоходцы начинают на тросе под куполом прыгать друг через друга – приходится делать усилие, чтобы не распахивать в изумлении рот.
Не без тревоги ожидалось и появление животных. Но на « гигантских собак-акробатов» оказывается, по-настоящему приятно смотреть. Белые псы – действительно белоснежны, длинношерстные – расчесаны чуть ли не волосок к волоску. И акробатами их определенно назвали не зря: по команде дрессировщика Татьяны Мартыновой собаки танцуют, ходят на задних и на передних лапах, берут барьеры и вертятся волчком. А велосипед у четвероногих артистов приходится, чуть ли не отнимать силой.
Я сижу у самого прохода, и потому в конце выступления краем глаза успеваю заметить мужчину в ярких штанах и жилете, с доской на плече. Он делает еще несколько шагов – и уверенная походка сильного, ловкого человека внезапно становится потешно-неуклюжей. А затем клоун Юрий Инкулец выходит на арену, чтобы развлекать зрителей, пока персонал готовит снаряды для следующего выступления.
Появления клоуна я опять же ждала не без тревоги: не очень-то люблю бело-красные лица с яркими носами. Однако у артиста не оказывается ни шарика-носа, ни похожего на маску грима.
– Знаете, представление, что клоун должен быть в гриме и с носом – это, вообще, ошибка. Американский стиль, – объясняет мне Юрий Инкулец после выступления. – Клоун – это не грим и не костюм. Это просто человек, который смешно себя ведет. И чем лучше программа, тем больше зрители смеются над ним. Если разобраться, это необходимость. Сильные хорошие номера, на самом деле, заставляют очень сильно напрягаться. Представляете – номер за номером волноваться, восхищаться, задерживать дыхание! Тяжело. Надо как-то расслабиться. Для этого и нужен клоун. Это может быть даже просто парень в спортивном костюме. Главное – чтобы он был смешным.
И в самом деле, нельзя без смеха следить за приключениями неловкого человечка, который пытается то сделать прыжок с качелей, то искупаться в крошечном надувном бассейне. На ум поневоле приходят старые советские комедии про Шурика. Но потешной неловкостью дело не ограничивается. В тот момент, когда уже ожидаешь от клоуна очередного падения, он внезапно делает сальто или начинает зажигательный брейк-данс.
– Как клоун я выступаю три года. Но перед этим я изучал разные цирковые жанры. Учился – просто учился – 15 лет. В процессе участвовал в самых разных номерах, – объясняет Юрий в разговоре. – А клоунада – это призвание, скорее всего. Я просто видел, что из всех моих номеров людям больше всего нравится именно когда я работаю клоуном.
Приходится признать, что без порции смеха, которую обеспечивает Юрий Инкулец, было бы действительно непросто просмотреть столько остросюжетных номеров.
Сердце захватывает, когда воздушная гимнастка на полотнах Анна Янинович взлетает под купол, танцует в воздухе, переворачивается на высоте вниз головой и вертится волчком под энергичную музыку.
Когда ко мне возвращается способность соображать – с необыкновенной отчетливостью вспоминаю, как несколько лет назад пыталась не уснуть на выступлении гимнастов в цирке Екатеринбурга. Там были и огромные пространства, и откалиброванные звук с подсветкой, и атмосфера – но почему-то не было этой фантастической энергии.
А когда на сцене раскручивают и отправляют под купол гигантское «колесо смелости» – можно и вовсе забыть, как дышать.
Присмотревшись, я понимаю, что у цирка-шапито есть свое очарование. В небольшом шатре даже с последнего десятого ряда чувствуешь связь с тем, что происходит на арене. Поневоле замечаешь, как обаятельно Татьяна Мартынова работает с животными: раздает указания, поглаживает, шутливо отчитывает за истинное или предусмотренное сценарием непослушание. И в выступлениях ее коллег замечаешь то же самое.
Вот леопард прыгает через огненное кольцо – а дрессировщик Евгений Ким идет следом и придерживает зверю длиннющий хвост, чтобы не опалил случайно. Вот Евгений выдает пятнистому актеру вкусную награду и тут же наклоняется поцеловать огромного кота в нос. Звери не кажутся заводными игрушками, которые только выполняют команды: чувствуется их взаимодействие с человеком.
После двухчасовых отделений ощущение такое, будто позади – долгое захватывающее путешествие. Впрочем, цирк – это действительно целый мир. А то, насколько интересным и очаровательным он будет – зависит от проводников-артистов. Кажется, мне с проводниками повезло.
Цирк «Золотой дракон» выступает в Челябинске каждую субботу и воскресенье до 24 июля. Купол цирка раскинулся возле Торгового центра (ул. Каслинская, 64).
0+