На прошлой неделе завершился показ восьмисерийного телефильма «Катран» из цикла расследований майора Черкасова, начатого в 2012 году картиной «Мосгаз». Этот ретродетектив пользуется очевидной популярностью, компенсируя нехватку героев в жизни – экранными образами. И главный герой здесь действительно главный (то есть такой, в которого аудитория может влюбиться) – майор Черкасов. Андрей Смоляков.
Разумеется, «Катран», чьё действие происходит в 1978 году, возбудил уйму любителей «правильных пуговиц», которые усаживаются перед экраном исключительно для того, чтобы выявить все несоответствия художественного фильма реалиям того или иного времени. Эти граждане поразительно энергичны и неутомимы. Их нисколько не смущает, что действие любого детектива неправдоподобно в принципе, нет, пируэты вымышленного рассказа должны размещаться, по их мнению, в строго выверенной, до мельчайших деталей, исторической обстановке. Зачем, когда для художественного, то есть созданного воображением произведения вполне достаточно общей стилизации времени? Это в головах уже не помещается. И начинаются обсуждения того, можно ли было в Москве в 1978 году свободно купить розы в магазине.
Допустим, нельзя было. А что, персонажи вроде майора Черкасова в том баснословном 1978 году разгуливали по улицам в шикарных шляпах, прикрывающих роскошную башку, как у Юла Бриннера, и хамили руководящим работникам, отстаивая своё право на свободное расследование? Раскрывший несколько громких дел муровец уже лет двадцать как майор, подобно своему американскому кинобрату лейтенанту Коломбо, и это что, в рамках правдоподобия? Черкасов – абсолютно фантастический, нереальный, вымышленный образ, и в этом его высшая ценность. Он – не то, что было когда-то или есть сейчас, он – синтез массовых грёз и желаний. Символ, идеал. Остров законности в океане преступлений, луч света в тёмном царстве, площадь мужества и честности в окружении малодушия и алчности.
Вообще-то Андрей Смоляков – незаурядный артист большого диапазона, имеющий серьёзную театральную и кинематографическую судьбу, он далеко не актёр одной роли. Однако так случилось, что идеальный герой, майор Черкасов, вышел на свет с лицом Андрея Смолякова, и всё, ничего не поделаешь. Но почему именно Черкасов-Смоляков попал в точку, ведь героев-расследователей, притом на любой вкус, на экране великое множество?
Художество – дело тонкое, важны точные пропорции. Скажем, Смоляков вполне привлекательной внешности актёр, но далеко не красавец, черты лица довольно обыкновенные, не крупные, сами по себе не сверхвыразительные и очень уж сильно запоминающиеся. Что-то мальчишеское читается в этом широком лице, как будто в нём таится бывший озорной ребёнок, особенно когда майор улыбается. Но мальчишка вырос в мужчину, и это для образа принципиально важно. Черкасов-Смоляков – мужчина, притом антигламурного типа. Все его года при нём, карта морщин легла на мальчишеское лицо весомо и зримо, тяжесть жизненного опыта читается в любом взгляде, майор наш никогда не беспечен, всегда отягчён ответственностью за своё дело, за своих людей, за ход жизни вообще. Кстати сказать, в качестве злодеев этому смурному, вечно небритому и кое-как одетому майору часто противостоят гладкие, улыбчивые, сладенькие красавчики (вроде героев М. Матвеева в «Мосгазе» или А. Барабаша» в «Формуле мести»). Очень верное противостояние!
Майор Черкасов вот что символизирует: мужчина – это внутреннее состояние человека, особая его упорядоченность, обязательная честность, непременная храбрость, умение владеть собой, отвечать за свои слова и дела. И – постоянный внутренний огонь, который моментально отражается в глазах приближающихся женщин...
По ходу сериала с 2012 года женщины майора Черкасова постепенно накапливаются, и в « Катране» их уже три. Первая жена, бойкая разбитная Вера (Екатерина Климова), вторая жена, домовитая Маргарита (Даниэла Стоянович), новая любовь, пленительная актриса Галина (Евгения Крюкова). Есть даже сцена, где все эти обаятельные женщины собираются вместе (ради правого дела – спасти больную девочку) и обсуждают своего Черкасова, одного на троих. Понимаем: на всех женщин с горящими глазами не напасёшься майоров Черкасовых, но некоторым повезло, хотя они этого и не желают признавать.
Однако в «Катране» произошло небезынтересное «дублирование» героя: в притоне, на котором сосредоточено расследование, есть таинственный музыкант, постоянно ошивающийся возле мест преступления, тоже носящий шляпы, тоже практикующий интересную небритость и говорение сдержанным горячим шёпотом. А играет его Максим Аверин. Намечается «дуэль» двух мужчин в шляпах! Кому достанется переходящий вымпел неземной красоты муровки Сони (Марина Александрова)? Хотя Соню и Черкасова связывают абсолютно невинные отношения, между ними только душевная привязанность, нравственный выбор для неё существует. И он сделан – победил Черкасов, не мог не победить, потому что из его жизни исключены лживость и притворство, это основы его бытия.
Но вот тут-то создатели картины и напортачили. В последней серии вдруг выяснилось, что герой Максима Аверина – агент КГБ, и комитет этот в лице персонажа Роберта (Сергей Угрюмов) страшно разросся в своей значительности и всемогуществе. Может, хватит уже подлизывать известное место, вроде как зализали уже? Если музыкант – агент, не пошёл бы он лесом со своими чувствами и мыслями? Подвигал туда-сюда сюжет, и прощай навек, не хватало ещё выбивать зрительское сочувствие для агентов КГБ. Обойдутся. Перетопчутся.
А майора, нашего кристального майора, обрекли на подлог: он инсценировал смерть девушки, чтобы расколоть затаившегося врага. Нет. Это не путь майора Черкасова. Вы всё врёте. Он не мог. Он не пошлый клоун безопасности, корчащий значительные рожи, не брезгующий провокациями и лживыми подставами, он – народный милиционер и настоящий мужчина.
Придумали, наполнили жизнью грамотный образ – так надо следить за ним и не портить светлый образ. Не грузить честного парня скверными методами другого ведомства. Он вынимает из кобуры пистолет и в одиночку идёт на врага, он спасает женщин и детей, он смотрит на злодея пронзительными глазами воина света – и тот начинает корчиться...
Руки прочь от майора Черкасова.