Миллиард за полгода, 50 миллионов рублей за сутки, почти 25 млн с одной жертвы — мошенники продолжают облапошивать жителей Иркутской области. И не иссякает же мощный денежный поток, стремительно уносящий куда-то к аферистам все заработанное, накопленное, отложенное на старость или внукам! Удивительно, что голоса лжебанкиров, как бы представителей сотовых операторов, псевдоправоохранителей звучат в телефонной трубке, в мессенджерах убедительнее, чем предостережения и наставления реальных финансистов и полицейских, которые уже отовсюду вещают о схемах бесчестного отъема денег у населения. Что ж, еще раз пройдемся по показательной криминальной хронике и мошенническим «приемчикам».
Свежайшее. Сводка на начало недели: «За три дня жители Иркутской области перевели на счета телефонных аферистов свыше 12,1 млн рублей. Наиболее крупную сумму похитили у 48‑летней штамповщицы из Иркутска. Мошенник представился оператором сотовой связи и заявил о необходимости продлить договор на оказание услуг. Потерпевшая назвала собеседнику код из СМС (!!!), а спустя время с ней связалась лжесотрудица банка. Аферистка сообщила о попытке неизвестных оформить кредит и похитить все деньги со счета. По инструкции звонивших, иркутянка взяла на себя несколько займов, полученные средства перевела на «безопасный счет». Таким образом она лишилась почти 1,8 млн рублей». Занавес! Получается, что остались еще те, кто не слышал или не усвоил четкое правило: «Никакие коды из сообщений НИКОМУ не говорить!» Это ведь в наш век цифровых технологий, всё равно, что во времена Остапа Бендера отдать алчному аферисту ключи от квартиры, где деньги лежат. Код, собственно, и есть ключ. Ключ к вашим банковским счетам, картам, в личные кабинеты госуслуг и других сервисов, где никому кроме вас делать нечего. Насколько вы усвоили эту информацию, не сомневаемся, мошенники обязательно попытаются в ближайшее время снова проверить. И не раз. С самыми разными увещевательными «заходами». То с одной историей, то с другой. Обещать баснословное обогащение или стращать они прекрасно умеют.
Схема с «безопасным» или «резервным» счетом (вы же в курсе, что это уловка?) до сих пор в ходу. Пожалуйста, очередной случай. К сотрудникам полиции обратился мужчина 1990 года рождения. В мессенджере ему поступило сообщение от «генерального руководителя». По легенде, в компании произошла утечка персональных данных, теперь в отношении работников предприятия организована проверка. Кроме того, псевдоправоохранителями зафиксирована попытка хищения денежных средств со счета заявителя. Во избежание пропажи накоплений сбережения требуется внести на «резервный счет». В итоге мошенники неплохо поживились: суммарно мужчина потерял свыше 1,3 млн рублей.
Жалко? Не то слово! А что бы с вами было, если бы у вас миллионов 25–30 увели в неизвестном направлении и практически без шанса «догнать» и вернуть? Как минимум один житель Иркутской области наверняка выразил свою досаду по такому поводу, когда писал заявление в полиции. В июле МВД сообщило: «За сутки жители Иркутской области перевели мошенникам 50 миллионов рублей». Кто-то сорвал невиданно крупный куш, на удочку мошенников клюнул научный сотрудник из Иркутска.
«Мужчине поступило сообщение от якобы директора Института о том, что бухгалтерия начисляет неверно заработную плату работникам, — объясняет полиция. — По легенде, некоторым сотрудникам зарплата приходит значительно выше официальной, и теперь правоохранительные органы проводят проверку. С потерпевшим связался лжеследователь из Москвы и предупредил об уголовной ответственности за разглашение деталей разговора. После к беседе подключился еще один псевдосотрудник правоохранительного ведомства, который сообщил о попытке хищения 4,2 млн рублей со сберегательного счета заявителя. В качестве доказательства мошенники отправили скриншот о «приостановленной» транзакции. Во избежание пропажи сбережений денежные средства требовалось обналичить и внести на «резервные» счета. Потерпевший вывел со вклада накопленные за 30 лет деньги — 25 миллионов рублей. Лжеправоохранитель пояснил, что перевести такую крупную сумму через банкомат невозможно — деньги заберет курьер, который прилетит из Москвы. Вечером 9 июля, назвав кодовое слово, иркутянин передал сверток с 11 млн рублей сообщнику аферистов. Остальные 14 миллионов перечислил несколькими десятками переводами через банкомат. Кроме того, местный житель также отдал преступникам накопления, хранившиеся в рублях и евро наличкой — 3,4 млн рублей. На этом злоумышленники не остановились, они попросили заявителя проверить кредитную историю. Со слов лжеправоохранителя, на имя мужчины выдан «автокредит». Когда потерпевший пришел в банк, выяснилось, займ не оформлялся. Все это время на связи были мошенники. Общий ущерб от действий телефонных преступников составил 28,4 млн рублей».
А с начала текущего года жители Иркутской области перевели на счета мошенников свыше 1 млрд рублей. 2,7 тысяч фактов дистанционных мошенничеств. Такой вот итог первого полугодия. Для сравнения: в прошлом году телефонные преступники заработали на жителях Приангарья за аналогичный период порядка 800 миллионов рублей.
Правоохранители, ежедневно фиксирующие факты такого рода хищений, подсчитали и проанализировали: «Наиболее популярными способами по-прежнему остаются звонки из «службы безопасности банка» или «инвестиционных компаний». Используя методы социальной инженерии, аферисты входят в доверие к собеседникам. Зачастую под предлогом «быстрого» и «легкого» заработка преступники похищают деньги».
Еще раз пройдемся по схеме с инвестициями? Так, например, обманули 35‑летнего моториста из Усть-Кута. В мессенджере ему написала женщина с предложением познакомиться. В ходе беседы она рассказала о дополнительном способе заработка на фондовом рынке. Воодушевившись рассказом злоумышленницы, заявитель перевел кредитные 1 миллион 385 тысяч рублей на указанные счета. Однако на связь женщина выходить перестала. В настоящий момент полицейские разыскивают аферистку.
Найдут?.. Промолчим на этот счет. Путь следователей точно не прост, и мы бы, если честно, не рассчитывали на успех в поиске высокотехнологичных воров. В «виртуальном» мире столько ходов, темных туннелей и масок. В последнее время довольно часто мошенники, говорят, маскируются под сотрудников социального (пенсионного) фонда.
Предупреждаем вместе с соцфондом: не попадайтесь на аферу! Ее суть как в паре ниже приведенных случаев.
61-летнему жителю Братска позвонил незнакомец, представился сотрудником госорганизации и предложил добавить якобы недостающие 1,5 года для повышения пенсионного стажа. Чтобы записаться на прием, мошенник попросил продиктовать код из СМС-сообщения, заполучив таким образом доступ к личному кабинету от портала Госуслуг. Затем жертву убедили оформить автокредит и перевести денежные средства на так называемый «безопасный счет».
Под предлогом получения выплат за «неучтенный стаж» пожилая жительница Усолья-Сибирского тоже перевела мошенникам накопленные за 10 лет сбережения. Звонивший мошенник — якобы представитель соцслужбы — и уведомил об отправке в ее личный кабинет на Госуслугах официального документа о «неучтенном стаже» для перерасчета пенсии. Затем неизвестный попросил назвать код из СМС. Дальше по типовому сценарию «разводил»: через несколько минут на телефон усольчанки поступил звонок от якобы сотрудника банка, который сообщил, что аферисты пытаются похитить деньги с ее счетов. Во избежание пропажи накоплений злоумышленник уговорил пенсионерку перевести сбережения на «безопасный счет». Поверив преступникам, потерпевшая сняла со вклада накопленные 1 миллион 168 тысяч рублей и перевела денежные средства мошенниками.
Социальный фонд России напоминает: его сотрудники не ходят по домам и не звонят по телефону, чтобы запросить код из СМС, логины и пароли граждан или данные банковских карт. Звонок от неизвестного с требованием предоставить персональные данные для оформления какой-либо льготы или выплаты должен насторожить. Не нужно продолжать разговор. Кладите трубку. Если у вас есть вопросы, вы всегда можете обратиться в единый контакт-центр Отделения СФР по Иркутской области.
Универсальная, причем, рекомендация. Как вы проверите, кто вам звонит? Даже если есть толика сомнения — «вдруг правда следователь, сотрудник банка, компании сотовой связи?» — все равно кладите трубку. У всех этих организаций есть телефоны, куда вы можете дозвониться уже сами, по своей инициативе… чтобы точно понять, что ничего важного, сбросив предыдущей звонок от мошенников, вы не пропустили. Наоборот, приобрели: радость от того, что вас не ограбили!
Когда предусмотрительности недостаточно
Однако, даже самые бдительные граждане от аферистов не застрахованы. Источником неприятности в таком случае выступает не какой-нибудь злоумышленник-профессионал, а люди и компании, которым вы доверяете, что называется «на автомате». Наш коллега, сотрудник редакции «АН» совершенно неожиданно для себя узнал, что на его имя в марте этого года были оформлены три сим-карты. Салон связи в указанное время он не посещал, сим-карты не приобретал и договоры на их обслуживание не подписывал. А заключены они были без его ведома и с использованием его персональных данных.
«Произошедшее — далеко не пустяк, — вполне обоснованно считает наш журналист. — Ситуация показывает — сотрудники оператора связи имеют доступ к личным данным абонентов, а значит могут использовать их по своему усмотрению. С симкой, легально оформленной на ничего не подозревающего клиента, можно и кредитов в банках понабрать. Ведь займы до определенной суммы выдаются легко — по паспортным данным и номеру телефона. Сим-карты — действительно ходовой товар в среде злоумышленников. Картой, оформленной на ваше имя и не находящейся в ваших руках, могут воспользоваться аферисты, выманивающие у людей деньги. А то и граждане из недружественных государств, сторонники запрещенных организаций. В каких целях? Даже думать не хочется».
Наш коллега уже обратился в полицию и другие компетентные органы для проведения тщательного расследования по факту случившегося. Редакция намерена подробно освещать это дело.
А в Шелехове недавно разоблачили девушку, работавшую в микрофинансовой организации и тайно оформлявшую займы на тех, кто за деньгами приходил, оформлял заявку, но, на самом деле, получал от этой сотрудницы отказ.
Снять маски!
Центробанк РФ периодически рассказывает об обновившихся мошеннических схемах. Кем еще, исходя из свежей практики, представляются мошенники и на кого рассчитывают?
Расчёт на военных
Злоумышленники обновили свою популярную схему про «безопасный» счет. Используют ее в отношении военнослужащих либо их родственников. Мошенники звонят или пишут своим потенциальным жертвам и сообщают, что единовременная выплата в размере 195 000 рублей, которая причитается военным в соответствии с указом Президента РФ, будет удержана из денежного довольствия. Причина — дисциплинарное взыскание или нарушение при выполнении служебных обязанностей в зоне СВО. Для большей убедительности злоумышленники направляют в мессенджер «копию выписки» якобы из приказа Департамента финансового обеспечения Минобороны России. Чтобы сохранить средства, предлагают перевести все накопления с карты на «безопасный» счет, а затем деньги обещают вернуть. Получив обманным путем деньги жертвы, аферисты исчезают.
И на тех, кто в поиске работы
Злоумышленники рассылают по электронной почте, через СМС или мессенджеры сообщения с привлекательными условиями работы, зачастую это работа на маркетплейсах (продажа товаров и услуг через Интернет). Для уточнения деталей человеку предлагают перейти по ссылке, которая ведет в популярные мессенджеры. Там с потенциальной жертвой вступают в переписку «менеджеры по подбору персонала». Они могут запросить у клиента данные банковской карты, номер мобильного телефона. Затем якобы для регистрации и активации аккаунта для работы на маркетплейсе требуется внести вступительный взнос — например, в размере 500 рублей. Но на самом деле эти деньги оседают в карманах мошенников, а данные банковской карты и номер телефона используются ими для попытки взлома личного кабинета человека на сайте банка и кражи средств с его счета.