Юбилейный – 70-й Международный кинофестиваль в Венеции в самом разгаре. Уже сейчас можно сказать, что он оказался не для слабонервных. Казалось бы, я всего насмотрелся, но количество чёрных дыр в человеческих душах, которыми условно обладают герои конкурсных фильмов, перерастает в новое качество. Нам предложили посетить кладбище гуманизма, где есть простенькие, а есть изысканные надгробия. Но мертвяки и мертвячки вылезают из них на фестивале не только ночью, но и днём.
Планку задал фильм американца Джеймса Франко «Сын бога», герой которого – бомж, выселенный из жилья. Ничто античеловеческое ему не чуждо. Найдя труп девушки, он тащит его в свою лесную обитель, чтобы использовать как резиновую куклу. С экрана словно льётся запах разложения, но мертвячка «гибнет» в пожаре. А «Сын бога» между тем входит во вкус и пристреливает себе новых жертв. И вот у него уже новая мёртвая «избранница».
Вообще герои, обладающие стандартной сексуальной ориентацией (я уже сделал это наблюдение по итогам последнего фестиваля в Каннах), чаще всего показываются на фестивалях как законченные монстры. Гетеросексуальные отношения без садомазо и некрофилии вообще не «канают». Например, другой конкурсный фильм Венеции «Жена полицейского» (немецкий режиссёр Филип Грёнинг) на протяжении трёх часов рассказывает нам, каким садистом на деле оказывается муж героини, которая доверчиво завела от него ребёнка. Если в начале фильма на её теле мы видим один синяк, то ближе к концу она уже похожа на отбивную.
В «стандартных» семьях водится и другая гадость – там собственных детей сдают клиентам для сексуальных утех. Думаю, чтобы подчеркнуть этот вариант жизни лиц с традиционными отношениями, в конкурс была включена картина грека Александроса Авранаса «Мисс Насилие».
Отец семейства, который использовал своих дочек для обслуживания клиентов, конечно, кончит плохо. Но мы видим от фильма к фильму, в какой мрак погружается «традиционный» мир.
Добавим сюда суперхиты вне конкурса вроде «TheCanyons» американца Пола Шрёдера. Это история красивого альфа-самца, которая оказалась в резонансе с конкурсным трендом. Он любит противоположный пол, значит, убийца. Надев трусы и резиновые перчатки, чтобы не мараться, он это довольно скоро подтверждает.
Зато если «скелеты в шкафу» носят «нетрадиционный» характер, то интонация отобранных в венецианский конкурс фильмов резко меняется. Пример тому – фильм канадца Хавьера Долана «Том на ферме». Сам красавчик режиссёр и играет главную роль Тома, который приехал на похороны своего друга в забытую дыру канадского мира на ферму. Здесь живёт мать друга и ишачит его старший брат, очередной альфа-самец. Вместе с ним они придумывают небылицу о том, что у умершего была любовница Сара, которая не может приехать на похороны, но обязательно навестит безутешную мать. Старший сын-то всё сечёт. Да и мамаша, когда приедет долгожданная Сара, тоже поймёт, что она придумана ей в утешение. Но за это время Том начнёт работать на ферме, доить коров и войдёт во вкус жизни слуги альфа-самца, который иногда танцует с ним танго в коровнике. Правда, самец решил тряхнуть стариной с Сарой. И поплатился – больше Тома он не увидит никогда. Вот такая мелодрама, просто либретто для балета.
В новом фильме Стивена Фрирза (вы помните его «Королеву») «Филомена» речь идёт о душераздирающей истории, когда у молодой матери, помещённой в дом презрения, монахини отбирают незаконнорождённого сына для адаптации в американскую семью. Проходят десятки лет, и этим случаем заинтересовывается корреспондент Би‑би-си, который отправляется в США вместе с героиней Джуди Денч искать её биологического сына. И находят! Правда, достигнув высот в американской администрации, тот, не дождавшись матери, умер от СПИДа. Но его друг показывает героине Джуди Денч видеолетопись их жизни, и она счастлива. Кстати, у этого фильма пока, на мой взгляд, самые большие шансы на Льва или Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.
«Филомена» Стивена Фрирза
И конечно, порадовал своим фильмом «Теорема Зеро» кинематографический ветеран Терри Гиллиам. Он вознёсся над «гендерной» проблематикой и рассказал космическую историю, в которой оцифрованность мироздания станет испытанием для мира чувств. Герой фильма (Кристоф Вальц) пытается вычислить формулу божественного творения, но ему ничего не удаётся. Да и хозяину его конторы (Мэтт Дэймон) космос не нужен – хаос даёт больше прибыли. А компьютерные технологии настолько могущественные, что всё сложнее отличить реальность от грёз. Герой Вальца будет метаться между правдой чувств и соблазном желаний и, как всегда, покажет великолепную палитру своих актёрских возможностей.
«Теорема Зеро» Терри Гиллиама
В следующем номере мы подведём итоги призовой политики МКФ в Венеции 2013. Я расскажу вам о премьере супершлягера «Гравитация» режиссёра Альфонса Курона с Джорджем Клуни и Сандрой Буллок.
А неспящим в ночь с 7 на 8 сентября предлагаю посмотреть мой «Тихий дом» на Первом канале, где у меня будут разные звёздные гости.