Аргументы Недели → Бизнес на благо

Fasten: мы создаём новые экономические возможности

, 16:00

У каждой компании собственный взгляд на проблематику корпоративной социальной ответственности. Кто-то жертвует средства на благотворительность, кто-то запускает волонтерские проекты. У недавно начавшего экспансию в России стартапа Fasten свое видение социальной ответственности: создать десятки тысяч рабочих мест на условиях самозанятости с гибким графиком для водителей. Об этом корреспондент «АН» Александра Тихонова беседует с генеральным директором и основателем Fasten Евгением Львовым.

– Название Fasten пока не очень известно в России – хотя вы называете себя одним из лидеров в сфере заказа перевозок. Что же такое Fasten?

– Fasten – это международная технологическая компания, разрабатывающая технологические решения для быстрого вызова автомобиля с водителем. В России мы работаем уже почти 20 лет, здесь хорошо известны наши бренды «Такси Сатурн» и Red Taxi. Каждый день мы обеспечиваем заказ десятков тысяч поездок более чем в 40 городах страны.

– И вы, и ваши коллеги по рынку всегда подчеркиваете, что ваш сервис – не такси. В чем различие? 

– Мы – технологическая платформа, которая соединяет водителей и их потенциальных пассажиров. У нас нет своего автопарка. И да – мы не такси. Изначально к такси относились автомобили, которые имеют право брать пассажиров на улице или на специальных стоянках. Это, в свою очередь, требовало определенной законодательной базы, специальных внешних отличительных признаков автомобиля. Но сегодня, с развитием технологий, люди предпочитают заказывать поездку при помощи мобильного телефона или через приложение, а не голосовать на улице – и хотят понимать, как формируется стоимость поездки, а не торговаться с водителем. Водители, в свою очередь, хотят работать по гибкому графику. Технологии делают все это возможным. А мы, в свою очередь, видим свою задачу в том, чтобы сделать города более удобными для жизни и создавать новые возможности для заработка. Именно в этом – в создании возможностей для заработка – мы видим свою социальную ответственность и свой вклад в развитие страны.

– Сколько сейчас водителей работает с Fasten и сколько еще может к вам присоединиться?

– Мы, как правило, не раскрываем количество водителей – да это и не имеет смысла, ведь цифры меняются каждый час. Мы работаем в десятках городов России, от «миллионников», таких как Краснодар или Новосибирск до совсем небольших населенных пунктов, вроде Кропоткина или Ангарска, и каждый день в каждом из этих городов к нам приходят десятки новых людей. Могу сказать, что мы уже помогаем работать и зарабатывать многим тысячам водителей по всей стране. И у каждого человека своя история. Кто-то всегда был профессиональным водителем, и благодаря нашей платформе стал работать более технологично – вместо того, чтобы колесить по улицам в поисках пассажира, достаточно просто включить приложение на смартфоне, и платформа сама направит к ближайшему клиенту, рассчитает стоимость поездки и сумму к выплате. Есть те, кто в условиях сложной экономической ситуации попал под сокращение, много тех, кто уже вышел на пенсию. Не секрет, что найти работу или возможности для подработки не всегда просто. Наши двери открыты, мы готовы помочь и научить. Мы готовы дать возможности заработка еще десяткам тысяч россиян.

– Получается, что водителем Fasten может стать каждый?

– Естественно, чтобы стать водителем, нужно, как минимум, иметь водительское удостоверение – чтобы перевозить пассажиров, необходим стаж более 3 лет, и возраст от 21 года. Но формальных требований и дискриминации по полу, возрасту, семейному положению и др. у нас нет. Ключевое слово – гибкость: по данным наших опросов, большинство водителей выбирают Fasten именно из-за гибкого подхода к занятости и готовы рекомендовать нас своим друзьям. Мы – не таксопарк, а технологическая платформа. У нас нет «смен», штрафов, «отработок». К примеру, женщина может работать несколько часов в день, когда дети в школе, человек старшего возраста – столько времени, сколько считает правильным для себя с точки зрения здоровья и самочувствия. Мы называем подключенных к платформе водителей партнерами: они не являются сотрудниками компании и сами определяют свой график.

– О каком заработке может идти речь?

– Это зависит от города, и, конечно же, от количества часов, которые будущий водитель планирует уделять работе. Если говорить о городах-миллионниках, то водитель Fasten, работая 3-5 свободных часов в день, может ориентироваться на дополнительный заработок около 30-40 тысяч рублей. Если же посвятить этому полный день, потенциальный заработок составит уже около 80-85 тысяч. В малых городах – несколько меньше.

– Традиционно считалось, что водитель – это работа для молодых и крепких мужчин: машину починить сможет, да и постоять за себя если что...

– Сегодняшний автомобиль высокотехнологичен: работой двигателя управляет компьютер, поэтому умение чинить машину самостоятельно уже перестало быть ключевой компетенцией. А вопрос безопасности очень важен. И именно развитие диспетчерских служб и интернет-агрегаторов сделало сервисы такси более удобными и безопасными. Все данные о поездках сохраняются на серверах (причем у нас, в отличие от некоторых коллег по рынку – только в Российской Федерации), также как и номера мобильных телефонов, с которых был сделан заказ. Это очень высокая степень прозрачности. Наше «ноу-хау» – это «тревожная кнопка» на экране водительского смартфона: если возникает угроза, достаточно нажать на нее, чтобы пришла помощь.

– А нет ли у вас опасения, что заказов на всех не хватит? Что тогда делать людям, которые стали вашими водителями?

– До насыщения еще далеко, и – повторюсь – мы уверены, что десятки тысяч людей по всей России могут работать с нами и обеспечивать свои семьи. Благодаря инновационному подходу стоимость заказа автомобилей снизилась, и сейчас многие постепенно приходят к выводу, что машина в городе уже не нужна. Зачем тратить сотни тысяч рублей на покупку и обслуживание личного автомобиля, если можно сделать 20-секундный звонок и недорого доехать туда, куда нужно? Эксперты подсчитали, что личный автомобиль используется только 4-5% времени. Все остальное время он стоит около дома или работы. Поэтому потенциал очень большой. И так же велика и польза для общества: сегодня 15% площади городов занимают припаркованные автомобили. Город будущего – это гармоничное сочетание общественного транспорта и так называемых shared cars (совместно используемых автомобилей – Прим. Ред.) – использования автомобиля только тогда, когда он реально нужен. Но мы еще в самом начале пути. И возможности для изменений и роста здесь огромны.

– Есть ли у Fasten более традиционные социальные проекты?

– Конечно! К примеру, на 9 мая мы организуем бесплатный проезд на такси для ветеранов. В некоторых городах сотрудничаем с детскими домами. Но на мой взгляд, самое главное, чтобы сама деятельность компании была социально ответственной и несла пользу обществу. Это важнее, чем какие-то разовые благотворительные проекты, ведь это – то, что мы делаем для людей и для страны каждый день. Мы, с одной стороны, улучшаем городскую логистику, делаем доступным заказ такси по низкой цене. Благодаря сервисам заказа перевозок, таким как Fasten, такси в России превратилось из премиальной услуги в самый надежный вид городского транспорта. В любую погоду, в любое время суток машины «Сатурн» и Red Taxi прибывают за 5 – 10 минут. С другой стороны – подработка на своей машине всегда была в России способом пережить сложные времена или просто кормить свою семью. Мы помогаем людям стать «самозанятыми» и зарабатывать. Это имеет огромное социальное значение, и важно, чтобы возможность работать в такси на условиях самозанятости была поддержана и на государственном уровне.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram