Выкарабкается ли бессменный узбекский президент Ислам КАРИМОВ из цепких лап старухи с косой на момент написания статьи, точно неизвестно. Инсульт (ряд источников говорит о том, что он уже второй) в возрасте под 80 лет – не шутка. В любом случае пора задуматься о перспективах и опасностях, стоящих перед Узбекистаном – самой населённой страной среднеазиатской части СНГ. Любое возгорание или пожар там неизбежно привлечёт к себе внимание России, так как может отразиться и на нашей стране.
Противоречивое маневрирование
Несмотря на то что И. Каримов – один из последних лидеров ещё советского разлива, назвать его политику пророссийской было нельзя. Впрочем, русофобской или проамериканской – тоже. Основным императивом для него была личная власть. А для того чтобы она была абсолютной, а не фиктивной, вроде власти проамериканских марионеток типа П. Порошенко, надо было маневрировать между великими державами.
При этом в Каримове сочетались две совершенно взаимоисключающие линии. Бывший председатель Госплана УзССР и 1‑й секретарь ЦК КП Узбекистана навсегда сохранил трепетное и даже болезненное отношение провинциального начальника к тому, что о нём думают в столице сверхдержавы. Даже когда Узбекистан стал независим. Он всегда интересовался российской прессой и знал, кто именно и что именно о нём пишет. Причём, говорят, очень переживал, если что-то писали не так, как ему хотелось.
Но это не мешало ему сносить памятники советской эпохи, меняя их на статуи Тамерлану, и рассуждать о «позорном» советском прошлом. Противоречивая политика, не всегда основанная на логике, а часто и на эмоциях и попытках схитрить, сказав и сделав что-то приятное всем мировым силам. Например, британскому послу И. Каримов однажды заявил в беседе, что жаль, мол, что Узбекистан был «колонизирован» Россией, а не Британией. Каково?
Однако на юбилейный Парад Победы своё подразделение Ташкент присылал, и отношения с Москвой поддерживал ровные. А вот в составе военного блока ОДКБ Узбекистан был аж два раза. Сначала с самого рождения этой организации и до 1999 года, а второй раз – с 2006 по 2012 год. И оба раза выход из ОДКБ или приостановка членства происходили с подачи американцев, поманивших Каримова очередным пряником вроде гор ненужного при выводе войск из Афганистана оружия.
Но затем перед лицом очередной опасности до Каримова доходило, что дядя Сэм склонен помогать только сам себе. Поэтому следовал новый разворот к России. Например, ввиду усиления ИГ в Афганистане в этом году опять пошли слухи, что Узбекистан вернётся в ОДКБ. Но что будет теперь – вопрос.
Всё же стоит считать Каримова более ориентированным на Запад, нежели на Россию. В 1999 г. Узбекистан, выйдя из ОДКБ в первый раз, вступил в «перспективный» на тот момент проамериканский и антироссийский блок ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова), ныне успешно скончавшийся де-факто. Причём болтанием между Москвой и Вашингтоном его политика не ограничивалась – его ещё «болтало» и в сторону Анкары, активно разыгрывавшей «пантюркистскую карту». А в прошлом даже в сторону Пекина.
С другой стороны, Каримов всегда был исключительно светским лидером и жёстко боролся с любыми проявлениями ваххабизма, даже если он прятался под личину «умеренного исламизма». В густонаселённых, но бедных районах Ферганской долины приверженцев «чистого ислама» было куда больше, если бы не его политика. Причём в борьбе с ваххабитами узбекский лидер не стеснялся в средствах – вспомним хотя бы события в 2005 г. в Андижане. Впрочем, в Сирии тоже всё начиналось с «мирных протестов» с бородатыми автоматчиками в толпе. Но были и вполне реальные бои с бандами исламского движения Узбекистана. Кстати, возвращение Ташкента в ОДКБ первый раз состоялось именно по причине того, что стало ясно – армия республики для решения реальных задач годится крайне ограниченно.
Армия Узбекистана – картонный тигр
Численность ВС страны меньше, чем у Белоруссии, – 48 тыс. человек. Но на местном фоне они считаются большими – даже у Казахстана солдат меньше. Правда, казахская армия значительно боеспособнее, современнее и сильнее по составу вооружения.
Армия Узбекистана состоит из Сухопутных войск, ВВС и ПВО, Комитета по охране госграницы с речной флотилией, специальных войск и национальной гвардии. Сухопутные войска поделены на 4 округа и оперативное командование «Ташкент». Они имеют в составе одну танковую и более десятка других бригад, в том числе мотострелковые, 1 горную лёгкую, 1 воздушно-десантную, 2 артиллерийские бригады и полк. Имеется также бригада спецназначения, но она отдельна от Сухопутных войск и части нацгвардии.
Узбекские бригады вряд ли можно считать полноценными. По численности они больше похожи на полки, причём неполного состава. Вооружение достаточно разномастное. Например, 420 танков в строю и на хранении аж 4 типов – 80 Т-80, 100 Т‑64, 70 Т-72, 170 Т-62. И если БМП и БМД все советского производства, то до трети из примерно 500 колёсных боевых машин – бывшие американские броневики, переданные из Афганистана. Артиллерия – вся советского производства, имеется несколько сотен САУ, буксируемых систем, РСЗО и миномётов.
ВВС и ПВО оснащены в основном техникой советского производства, но не только ей. В боевом составе несколько авиабригад, авиаполков и отдельных эскадрилий, около 30 Су-24, 20 Су‑25, 18 МиГ-29 и 12 Су‑27. Вертолётов около 80, включая 24 Ми-24 и 50 Ми-8. Но есть некоторое число и французских «Супер-Пум» и «Экюреев». ЗРК представлены старыми советскими С‑125М, С‑75М, С‑200В, но закуплен и 1 комплект китайской ЗРС HQ-9. Эта система базируется на технологиях С-300. Закуплены и новые китайские ударные БЛА «Птеродактиль».
В целом на фоне некоторых соседей армия смотрится неплохо, но её реальная боеспособность невысока.
Кто станет лидером?
Ключевым вопросом является, кто станет следующим «всенародно назначенным эмиром» Узбекистана. Ключевой фигурой, на которую опирается власть Каримова, является председатель Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов. Сын бывшего начальника медслужбы республиканского КГБ и сам офицер КГБ (разведчик, работал в Афганистане), представитель «ташкентцев» и личный друг президента. Он сосредоточил огромную власть и сделал СНБ структурой, вобравшей в себя разведструктуры окружного уровня МО СССР и спецназ МВД и многое другое.
Но, несмотря на свои возможности, считается, что амбиций на президентское кресло он не имеет. Чем и был ценен Каримову. К тому же Р. Иноятов немолод – ему 72 года, и здоровье не богатырское. Так что преемником ему не быть. Но он вполне способен повлиять на процесс из-за кулис – без него никому на вершине горы не утвердиться.
Ранее Каримов планировал на роль преемницы свою старшую дочь Гульнару. Но в 2013 г. она впала в немилость и попала под домашний арест. Есть информация, что в 2015 году Каримов сделал ставку на младшую дочь Лолу (постпреда страны в ЮНЕСКО), дав указание «раскручивать» её в СМИ и готовить к власти. Но очевидно, что на данный момент она к этому не готова и правящая элита вряд ли воспримет её как властительницу. Впрочем, всё равно вариант с утверждением во власти Лолы не исключён. Интересно, что обе дочери не общаются уже 15 лет и ненавидят друг друга.
Американцы и «сторонники либерализации» Узбекистана сделали ставку на вице-премьера Рустама Азимова, но, по слухам (опровергаемым Ташкентом), он оперативно помещён под домашний арест. В любом случае мнения американского посольства для утверждения Р. Азимова в качестве преемника недостаточно, а поддержки армии и СНБ ему не видать. Наиболее вероятным преемником считают премьера Шавката Мирзояева –человека из самаркандского клана. Ему 59 лет, он известен как пророссийский политик. Хотя он скорее прагматик, понимающий, где реальная выгода.
Куда повернёт Ташкент?
В этом случае весьма возможно, что политика Ташкента совершит очередной поворот в сторону России. Тем более в Узбекистане сильно опасаются «часовой мины» в Ферганской долине. Там много безработного молодого населения и мало работы, что создаёт хорошую почву для исламистских проповедников. К тому же тлеют конфликты с соседними Таджикистаном и Киргизией (обе страны – члены ОДКБ). Поэтому нахождение за бортом ОДКБ в случае конфликта с соседями может привести к тому, что Ташкент окажется лицом к лицу с армией России, явившейся на выручку своим союзникам. Последствия этого понятны.
Все эти проблемы американцы Узбекистану решить не помогут. Как они кидают своих союзников при малейшей опасности или выгоде – в Ташкенте знают. Вопрос в том: осознают ли до конца? А вот Россия не может просто забыть про Узбекистан. Большой пожар в этой республике и в Средней Азии совершенно не в наших интересах. Если потребуется, Москва способна пойти на прямое применение военной силы для предотвращения этого. Так что ренессанс отношений между нашими странами вполне возможен, но состоится ли?