Аргументы Недели → Культура № 17(458) от 14.05.2015

Новые тихие зори: то или не то?

, 18:27 , Писатель, критик, драматург

Новые тихие зори: то или не то?
Евгения Малахова, Агния Кузнецова, Кристина Асмус, Софья Лебедева, Анастасия Микульчина

На экраны вышла картина «А зори здесь тихие» по знаменитой повести Бориса Васильева, обрекающая публику на стихийное киноведение – сравнивать новый фильм с фильмом Станислава Ростоцкого 1972 года. У новых «Зорь», рассказывающих всё ту же старую историю про старшину Васкова и его женский отряд, есть очевидные достоинства. И только один недостаток: это произведение нашего времени…

Наше время, оно чем примечательно? Тем, что музыка исчезла. «Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять…» Вместо музыки – некий «звучащий массив». Даже приличного мюзикла никто написать не может, ни за какие деньги. Поскольку выяснилось, что деньги тут ни при чём, а при чём что-то такое, чего у нас, землян, сейчас нет, а когда-то было.Поэтому, конечно, Кирилл Молчанов, автор музыки к фильму Ростоцкого, мог бы гипотетически претендовать в своём 1972 году на какой-нибудь приз «за лучшую музыку в кино». А Р. Дормидошин, автор музыки к фильму 2015 года, тоже может претендовать и даже получить оный приз, но всё это будет ни к чему и не за что. (Призы у нас стали раздавать, когда некому их стало вручать…)

Евгения Малахова, Агния Кузнецова, Кристина Асмус, Софья Лебедева, Анастасия Микульчина

Но проблема современных русских фильмов о войне, революции, репрессиях и т.д. не только в том, что вместо музыки «звучащий массив», а художники в наших изуродованных новоделом городах не могут выкроить для натуры и пяти метров старины. Есть ещё проблема с лицами актёров. «Не те» лица. Это трудно объяснить, но это живо чувствуется. Однако действие «Зорь» происходит в Карелии, а там ещё можно найти адекватную натуру. И лица героев новых «Зорь» отторжения не вызывают. Наши бедные актрисы, обычно раскрашенные, как старые клоуны, в фильме подверглись тщательной промывке и обнаружили подлинную, скромную и обворожительную красоту.

Вот Дарья Мороз – она играет хозяйку избы, в которой остановился бравый старшина Васков (Пётр Фёдоров). В жизни мы можем прочесть об актрисе какие-то дикие новости – дескать, везла свою собачку подстричься, а в это время обокрали её «мерседес». История просто из репертуара Елены Степаненко. А в кино Дарья Мороз очень достойно изображает суровых деревенских молодух. Анастасия Микульчина (Рита Осянина) – это же та самая Сонька Золотая ручка, приключениями которой нас травили лет восемь назад. А в новых «Зорях», после промывки, Микульчина обрела строгое драматическое лицо. Сериальная красотка Екатерина Вилкова (командирша зенитчиц), нисколько не потеряв своего глазастого обаяния, доказала, что она действительно актриса и умеет переодеваться и перевоплощаться. Даже Кристина Асмус (Галя Четвертак) убрала с губ свою лукавую соблазнительную усмешку и стала вполне убедительной несчастной детдомовкой. И таких случаев в новых «Зорях» немало. Пройдя сквозь «Мамы-2», «Ёлки-3» и прочий поп-корн, актёры всё-таки сохранили в себе живое начало и понимание того, что их сомнительная профессия может иногда служить настоящему делу.

Режиссёр «Зорь» Ренат Давлетьяров известен как продюсер, овладевать режиссёрской профессией он стал недавно, и экранизация Васильева, пожалуй, его первая серьёзная работа. Собственного почерка у него пока что нет. Какой сейчас у многобюджетных картин почерк? Красивые картинки, быстро сменяющиеся эпизоды. Как всегда, никаких светотеней. Фильм Ростоцкого, добротный и подробный, длился почти три часа, сейчас такое невозможно. Так что в новых «Зорях» всё на скорости (особенно в эпизодах из прошлого героинь), предпочтительны легко читаемые, быстро узнаваемые знаки. Но из-за этой скорости рассказа Давлетьярову удалось сохранить внутреннее напряжение. Фильм вышел цельным и драматичным, не распался на кусочки. Прошлое и должно было промелькнуть, потому что главное происходит в настоящем, когда мужчина и пять женщин-солдат ведут войну на своей территории, и частная жизнь каждого отменена. Война в них живёт как чрезвычайная сосредоточенность, особое напряжение всех сил и нервов.

Удался, на мой взгляд, образ врага. У нас в кино были попытки (и весьма художественно убедительные) рассмотреть врага пристально, в его человеческой сложности. Здесь этого не нужно вовсе, как говорит старшина Васков, – «это не люди, даже не звери, это нелюди». Чужие твари в нашем лесу, несущие смерть и только смерть, – такими мы видим врагов, и это взгляд народа, воюющего за свою землю. Сентиментальность (показать, как какой-нибудь Ганс играет на губной гармошке и вздохнуть – эх, тоже люди) была бы в данном случае просто оскорбительна. Мы видим, как обычные люди из естественного состояния переходят в сверхъестественное и уничтожают сильного, злобного, отлично вооружённого врага. Потому что никакого врага на своей земле они не потерпят – это не идеология, а натура.

В картине есть ещё один интересный мотив, связанный с женской темой сюжета. Как известно, Васильев поступил как настоящий писатель, а не как голливудский сценарист, – он не оставил в живых ни одной героини, чтобы она вместе с Васковым, взявшись за руки, пошла навстречу победе. Погибают все. Но в новом фильме женщины не просто погибают, но как будто отдают свою силу и своё благословение мужчине. Он побеждает, ими вдохновлённый. Такие символические, благородные отношения мужчины и женщины в нашем кино – редкость, всё обычно сводится к сексу – абсолютно вопреки правде жизни.

Так что, несмотря на явную принадлежность к «кино для торгового центра», новая экранизация Васильева – не провал, не дешёвка, не конъюнктура. Сильно играет Пётр Фёдоров, хороши и молодые актрисы (а фигура Евгении Малаховой – Жени Комельковой – это что-то фантастическое). Правда, второй раз эту картину вряд ли потянет смотреть. И у тех, кто ворчит «всё не то», есть свои резоны.

Но, видите ли, «всё не то» не только у новой картины «А зори здесь тихие». «Всё не то» в планетарных кинематографических масштабах. Так что, одному Давлетьярову надо за это отвечать?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram