Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 43(435) от 13.11.2014

Драма сильного мужчины

, 21:07 , Писатель, критик, драматург

В МХТ имени Чехова идут премьерные спектакли по пьесе Т. Уильямса «Трамвай «Желание» в постановке режиссёра Р. Феодори. Зрители, желающие посмотреть прежде всего на актёров, должны быть довольны: в спектакле заняты М. Зудина, И. Пегова, М. Пореченков и М. Трухин. На свой лад довольны могут быть и те, кто знаком с пьесой Уильямса, – она оказалась рассказом не о женской драме, как считалось прежде, а о мужской. Оригинально!

«Трамвай «Желание» всегда играли, работая на центральный образ, одну из самых выигрышных женских ролей мирового репертуара – на Бланш Дюбуа. Образ разорившейся и опустившейся женщины, которая приезжает к своей замужней сестре в поисках хоть какого-то выхода из жизненного тупика и находит свою гибель, притягивает драматических актрис. Однако впервые на моей зрительской памяти «Трамвай «Желание» в МХТ стал скорее повестью про Стенли Ковальского. Того самого Ковальского, за которого вышла Стелла, сестра Бланш Дюбуа, предав культурные традиции семьи. Ведь Стенли – грубое животное, кусок мяса, агрессор, хам, невежа, противостоящий утончённой и образованной Бланш. Так его и трактовали, пока роль не досталась Михаилу Пореченкову, и решительно всё переменилось. Это же театр, а в театре прав тот, кто заразительнее играет!

Постановка Р. Феодори несколько тяжеловесна. В пьесе Уильямса всего четыре роли, этого, конечно, маловато для труппы МХТ, поэтому в спектакле время от времени для заполнения пространства фигурируют неустановленные лица мужского и женского пола, в вечерних нарядах (которые они ближе к концу снимают, но деликатно, без оскорбления нравственности). Назойливо звучит музыка, исполняемая вживую на двух роялях. Вращается довольно громоздкая двухэтажная конструкция. Тем не менее публика увлечённо следит за тем, как разворачиваются коллизии пьесы, основанные на трагическом противостоянии мужчины и женщины. Противостояние это в спектакле МХТ осталось, но вот смысл его поменялся чуть ли не на противоположный.

Марина Зудина – интересная актриса с замечательными внешними данными. В ней и по сей день жива дерзкая самоуверенная девчонка, которую зритель помнит хотя бы по фильму «По главной улице с оркестром». Думаю, Зудина была бы прекрасной героиней в «высоких комедиях» Мольера, Гольдони, Лопе де Веги. В роли Бланш она прибывает в мир бедности и печали, как звезда пленительного счастья, с ворохом роскошных нарядов и надменной повадкой учительницы жизни. Всё это – только ширма, Бланш несчастна до последних пределов, но за эту ширму нам трудно заглянуть. Бланш-Зудина слишком хорошо маскируется, она прекрасно приспособлена к жизни, и не чувствуется в ней надлома, трещины, распада. Она пришла не сдаваться, а побеждать! Собственно говоря, это и увидел в ней Стенли Ковальский – М. Пореченков. Увидел и понял – вот она, катастрофа. Надо давать бой, иначе гибель его миру, где в центре – милая грудастая жёнушка Стелла (Ирина Пегова). Жена беременна, денег нет, а тут сваливается на голову родственница, чтоб её…

Пореченков – актёр исключительно внятный и весьма заразительный. Роль он обустроил добротно, ничего не пропуская. Мы видим мужчину не первой молодости, пришедшего с войны, оказавшегося в унизительных обстоятельствах – на грани нищеты, с постоянной внутренней тревогой и напряжённой злостью. От природы Стенли не зол и не туп, но для сильного мужчины унижение нестерпимо, оно ослепляет, искажает картину мира. Как увидит он в Бланш сокрушительную хищницу, обольстительную дамочку, которая в минуту может растоптать всю его жизнь, так до финала и не поймёт, что воевал с жалкой одинокой женщиной. Не видит он жалкой женщины, а видит могущественного хитрого врага. И он будет воевать – до победного конца, когда враг будет уничтожен.

Удивительно точно Пореченков играет оценки ситуации своим героем. Вот мужчина в замасленной футболке (он работает кем-то вроде слесаря) приходит после работы домой, а там сидит эта фифа – и с ходу начинает флиртовать. Стенли как будто бьёт током – и дикого желания, и неистового ужаса перед опасностью. Он, можно сказать, собирает всю психику в кулак, чтобы не выдать себя. А вот он случайно услышал, как героиня ругает его перед сестрой – и вульгарный он, и мерзкий. На лице Стенли неописуемая смесь чувств – злобы, ненависти, оскорбления, гнева, – но всё побеждено солдатской выправкой, холодной яростью воина: затаиться и сразить врага. Отменный психологический этюд, отличная работа! Никакой расслабленности, никаких «концертных номеров» – артист создаёт могучий образ человека, бьющегося за спасение семьи. А что пьеса вроде бы не предполагала такого крена – в сторону не женской драмы, а мужской, – так, повторяю, это театр. И, в конце концов, то, что люди не видят, не понимают друг друга, сражаясь с фантомами своего воображения, созданными любовью и ненавистью, – не так уж и далеко от Уильямса.

Но вот что приходит в голову. В наше время многие актёры утрачивают цельность, их облик словно двоится-троится-раскалывается на несовместные, казалось бы, изображения. Михаил Пореченков, кушающий борщ с майонезом (Господи, какой ужас!), Михаил Пореченков, где-то куда-то стреляющий в каске с какой-то надписью, и Михаил Пореченков, которого я видела на сцене, – мощный, умный артист с поразительной органикой, – это что, один и тот же человек?

Один и тот же, вот в чём дело. Тоже, знаете, своего рода «драма сильного мужчины»…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram