Католическая церковь в XXI веке частенько шокирует свою консервативно настроенную паству. Папа римский то встаёт на колени и целует ноги чернокожих беженцев, то заявляет, что ада не существует, а связь с чужой женщиной не такой уж и грех. Почтенные священники периодически палятся на употреблении наркотиков и совращении несовершеннолетних. Популярны конспирологические теории, будто Ватикан располагает самой мощной разведкой мира, безграничными финансовыми возможностями и политическими интересами чуть ли не во всех странах мира. Никого не удивляет даже полубезумная версия, будто и вирус COVID-19 создан Святым престолом.
Зачем, например, Ватикан позволяет десакрализировать собственные святыни? Зачем разрешил радиоуглеродный анализ Туринской плащаницы, в которую якобы завернули тело Иисуса после снятия с креста? «Возраст полотна – 690 лет плюс-минус 30 лет, оно было изготовлено никак не ранее XIII века!» – таков вердикт учёных. Анализ следов ДНК на плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических групп. А исследование по моделированию стока крови с тела на плащаницу показало, что часть отпечатков на святыне не могла быть оставлена телом ни в каком положении. Другие культы и конфессии костьми бы легли, чтобы не допустить подобного позора. Но если посмотреть на ситуацию шире, стратегия Святого престола вполне логична.
Дела у Ватикана нынче совсем неплохи. И дело вовсе не в его богатстве или политическом могуществе, измерить которые непросто. В Испании и Италии 26–28% граждан всё ещё ходят в храм хотя бы раз в неделю – почти как в Америке. Кроме того, католичество прекрасно экспортируется по всему свету – в мире 1, 2 млрд католиков. В Китае нынче, по разным оценкам, от 100 до 130 млн христиан, а через 20 лет креститься будет, вероятно, до трети населения Поднебесной, которая может стать самой христианской страной мира. Отсюда и интернационализм Ватикана, готового целовать ноги беженцам. В азиатских и африканских традиционных культах редко встретишь столь жестокие представления о посмертном наказании за грехи – как о бесконечной варварской пытке за, например, безобидную внебрачную связь. Поэтому церковь разъясняет: христианский Бог – это любовь, а не вечная боль в аду, которого не существует.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».