Аргументы Недели → В мире

Украина дышит на ладан

, 10:52 , Обозреватель отдела Общество

Ждёт ли Украину новая революция? Грозит ли ей дальнейший распад из-за олигархических войн? Какой вариант украинского будущего выгоден России? Сильно ли разнятся интересы России и Европы? Что получила Америка от своей украинской авантюры? На вопросы «АН» отвечает Дмитрий АБЗАЛОВ – экономист, политолог, президент Центра стратегических коммуникаций.

Грустные цифры

- В каком состоянии находится украинская экономика?

- Вероятность дефолта оценивается более чем в 50%. МВФ в этом году выделит Украине 10 млрд. долларов. При этом её внешний долг – 11 миллиардов. Три-четыре миллиарда надо потратить на золотовалютный резерв, то есть на поддержание гривны (её падение уже вызвало скачок цен на Украине). И как минимум три миллиарда ей придётся в этом году выплатить за газ. В обмен на свой кредит МВФ обязал Украину принять ряд мер – в частности, запретил субсидирование промышленностью жилищно-коммунальных услуг для граждан. Цены на газ для граждан с начала года выросли в три с половиной раза, на электроэнергию – в три раза. За год ЖКХ в целом подорожало в 10 раз. В итоге неплатежи выросли как минимум до 20% (согласно другим подсчётам, платит только половина или треть).

Но главная проблема в другом. МВФ заставил Украину сократить расходы за «социалку». Будет уволено 28% бюджетников. Сократят пенсии, а также и льготы для пенсионеров и многодетных матерей.

- Что потеряла Украина от конфликта с Россией?

- РФ являлась для Украины основным рынком сбыта: на неё приходилось более 60% всего экспорта. На данный момент экспорт в Россию снизился по разным категориям на 40-70%, причём по инициативе украинского руководства. Выйдя из СНГ, страна утратила преференцию – упрощённое прохождение товара через границу РФ. Раньше украинские поставщики тратили на это день-два, а теперь – несколько недель (крайне важное условие для торговли продовольствием). Кроме того, на некоторое время Украина закрывала границу с Россией. И вообще, руководство страны сделало ставку на торговлю с Евросоюзом, но вход на этот рынок серьёзно ограничен. Во-первых, техрегламент Украины не соответствует европейским требованиям. Во-вторых, страны Восточной Европы не заинтересованы в конкуренции с украинским продовольствием. Промышленные производства Украины в своих нынешних масштабах тоже не будут востребованы Европой.

Вспомним Грузию. После событий 2008 года она намеревалась поставлять нарзан и вина европейцам – и что? Грузинский экспорт в Европу не превысил статистическую погрешность. Активный рост экономики Грузии начался только благодаря улучшению отношений с Москвой.

- Каково гражданам Украины? Грозят ли им холод и голод?

- Покупательная способность с начала конфликтных событий сократилась вдвое. Голода не будет: крупой страна насыщена хорошо. Перебои с теплом уже случались прошедшей зимой – там, где котельные питаются от угля. Основная часть угля ранее добывалась на Донбассе, теперь его завозили из ЮАР (это дорого, к тому же его частично разворовали). Лишить граждан жилищно-коммунальных услуг за неуплату Украина вряд ли может: ей грозит социальный майдан. Бунты уже идут. Имея богатый опыт современных революций, страна рискует получить самую страшную из них. Кстати, риски вооружённого восстания в ближайшие три года тоже оцениваются более чем в 50%. На «внешнего врага» можно списать неудачи один раз, два раза, но не вечно.

Важно понимать: речь идёт не о египетском сценарии и, тем более, не о бархатных революциях в Восточной Европе. На Украине могут просто повесить на фонаре, и неважно, на каком ты месте в списке «Форбс». Напомню: администрацию Порошенко за последние три месяца штурмовали раз десять – и недовольные падением гривны, и протестующие против невыплат пенсий, и добровольческие батальоны, которые сократили. Ситуация взрывоопасная, любой протест выливается в вооружённое столкновение.

Пауки в банке

- Стоит ли рассматривать действия Порошенко против Коломойского как централизацию Украины?

- Никто не воспринимает Порошенко как президента, который проводит централизацию. Он представитель финансово-промышленной группы и пришёл «отжимать» активы. Разве Порошенко стремится установить государственный контроль над «Укрнафто» и «Укртранснавто»? Нет, он просто меняет топ-менеджеров на своих людей. Президентская власть на Украине полностью дискредитирована. Главный вопрос, который задают Порошенко западные СМИ: «Почему у вас олигархия во власти?» Украина – это сеть вотчин, с которых кормятся олигархи.

- Грозит ли ей ещё большая раздробленность?

- Год назад олигархи Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областей задавили пророссийские протесты. Днепропетровск своей железной рукой удержал именно Коломойский. Что он будет делать теперь, после отставки с поста губернатора? Вести политическую войну с Порошенко. Он уже заявил, что собирает себе коалицию. Залогом мира в юго-восточных регионах Украины, где нет войны, была именно расстановка олигархов и соглашение о том, что Порошеко их не трогает. Соглашение нарушено. Все понимают, что за Коломойским последуют другие – Бойко, Ахметов. Поэтому они не станут подавлять новые протесты, а используют их, чтобы выторговать себе у президента дополнительные преференции. Вряд ли олигархи со своими регионами станут дрейфовать в сторону России, но наверняка будут стремиться к федерализации и начнут центробежные процессы.

- Возможен ли военный конфликт между «частной армией» Коломойского и остальными ВСУ?

- Вряд ли. Коломойский пользуется своими войсками по-другому – как предметом торга. Батальоны «Азов», «Днепр-1» и «Днепр-2», которые формально подчинены государству, но существуют на деньги Коломойского, – это самые боеспособные подразделения. Лишившись их, ВСУ заметно ослабеют. Так что вряд ли Порошенко попытается выбить батальоны из-под Коломойского: для армии Украины большой плюс, что он их содержит.

- Какой из украинских сценариев наиболее выгоден для России?

- Есть два радикальных сценария, и оба они не выгодны ни России, ни Европе. Первый – это распад Украины, фашизация общества, новые вооружённые конфликты, потоки беженцев во все направления, раздербанивание газопроводов на металлические листы. Второй сценарий (менее вероятный) основан на том, что Порошенко всё-таки начнёт централизацию, одержит победу над другими олигархами и консолидирует Украину для давления на ЛНР и ДНР, а то и на Крым.

Для РФ и ЕС наиболее перспективен средний сценарий – федерализация. С одной стороны, необходимо ослабление позиций Киева, а с другой – необходимо поддерживать украинскую государственность, чтобы выполнялись обязательства перед гражданами и страна не развалилась окончательно.

Европа прозревает

- Мы по-прежнему зависим от Украины в транспортировке нашего газа в Европу…

- Да, хотя уже меньше. Пять лет назад через Украину шло 80% российского газа. Сейчас – 50%. Остальное идёт через Северный поток и Белоруссию. Однако напомню: соглашение о строительстве Турецкого потока уже подписано. Он задуман не для того, чтобы сильнее «прокачать» Европу, а именно для того, чтобы обойти Украину. Поток начинается на всех тех станциях, из которых сейчас газ идёт по украинской территории. Объёмы поставок по Турецкому потоку составят 68 млрд. кубов. Из них 18 миллиардов – для Турции, остальное – для Европы. Как раз столько идёт сейчас через Украину.

- Воруют ли украинцы наш газ?

- Нынешняя система контроля не позволяет этого. Дело в другом: Украина использует свою трубу для давления на нас. В итоге она получает газ со скидкой, хотя до сих пор не оплатила задолженность. Также Россия не требует возвращения кредита на 3 млрд. долларов (если бы потребовала, то это бы убило украинскую экономику).

- Кстати, насколько Европа зависит от российского газа?

- Страны Восточной Европы зависят на 70-90%. Германия – на треть. Во Франции российского газа пока почти нет, но только пока. Из-за снижения цен на углеводороды становятся нерентабельны дорогостоящие месторождения. И сланцевые (в США), и шельфовые – в том числе Северное море, откуда «прокачивается» Франция. Южная Европа могла бы получать поставки газа из Северной Африки. Но в Ливии гражданская война, каждые две недели блокируются терминалы, основные месторождения – под контролем исламистов. В Египте тоже не самая простая ситуация. Алжир такие объёмы не потянет. Короче говоря, альтернатив российскому газу в ближайшее время не будет. Качественного рывка в возобновляемой энергетике не видно. Атомная энергетика в ЕС сильно ограничена: во многих странах – полный запрет.

- Таким образом, интересы РФ и ЕС совпадают.

- В главном – да. Общие потери Евросоюза от антироссийских санкций и российских антисанкций составили 10 млрд. евро. Навязав Европе свои инициативы, США сильно ухудшили отношения с ней. Если бы не конфликт с Москвой, такое европейско-американское партнёрство могло бы продолжаться много десятилетий, но теперь Европа экономически отъединяется от США. Она была очень условным политическим и экономическим субъектом, а сейчас начала осознавать свои интересы. И ещё один момент. Подобно тому, как санкции консолидировали российское общество вместо того, чтобы дестабилизировать его, – они разделили Европу вместо того, чтобы объединить её перед лицом «общего врага». Против продления санкций голосуют семь стран Евросоюза: Испания, Италия, Австрия, Венгрия, Голландия, Чехия и Греция. В Германии тоже растёт фронда.

Пока американцы действовали мягко, тонко, им многое удавалось. Но теперь они сыграли против себя. Китай усилился многократно – получил нефтяной и газовый контракты с РФ. Консолидация граждан в России невиданная: рейтинг президента – 86%. Протестная структура, которая так долго складывалась, теперь развалилась: русские националисты ушли из оппозиционного сегмента в провластную модель. Плюс реклама нашего вооружения – им заинтересовались новые клиенты. Зачем была затеяна вся эта авантюра на Украине? Бестолковое решение. В нынешней Америке очень слабые специалисты по России.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram