В Воронеже на заводском аэродроме «вышел в люди» новый Ил-96-400М. Это широкофюзеляжный дальнемагистральный авиалайнер с хорошо знакомой внешностью. Борт №1, президентский самолёт, с 1996 г. многократно засветился в аэропортах всего мира. Да и многие пассажиры ещё помнят полёты на аэрофлотовских Ил-96 в дальние страны. Но тут надо поддержать конструкторов и авиастроителей – самолёт на самом деле новый. Да и по размерам он вернулся к той машине, которую проектировали на «Ильюшине» под руководством генерального конструктора дважды Героя Соцтруда Генриха Васильевича Новожилова.
Ил-96 с момента первого полёта в 1988 г. не унёс ни одной человеческой жизни. Когда начинают говорить, что их произведено слишком мало, чтобы набрать статистику, не верьте, самолёт на самом деле очень надёжный. Более того, когда они стояли в расписании «Аэрофлота» и на них выполнялись рейсы в США, многие «сердечники» специально подгадывали даты, чтобы лететь на Ил-96. Совершенная система кондиционирования воздуха в салоне позволяла не очень здоровым людям чувствовать себя более комфортно, чем на борту боингов.
Ил-96-400М серьёзно отличается по техническим характеристикам от своего собрата Ил-96-300. Больше всё: площадь крыла, максимальная полезная нагрузка (58 тонн против 40), пассажировместимость, до 435 человек в одноклассной компоновке. И самое главное – самолёт стал длиннее практически на девять метров. Как рассказывал «Аргументам недели» его создатель Генрих Новожилов, изначально лайнер проектировался под самарские двигатели НК-56 с тягой 18 тонн. И этот двигатель был создан, более того, на стендах при испытаниях он показывал тягу до 20 тонн! По своим характеристикам эта силовая установка конкурентоспособна и в наше время. Сегодня на самолёте установлены пермские двигатели ПС-90А3, которые «раскачали» почти до 17 с половиной тонн, что позволило самолёту стать более привлекательным в коммерческом плане и вернуться к задуманным ранее габаритам.
На лайнере установлена современная авионика, пока самолётом будет управлять экипаж из трёх человек – два пилота и бортинженер. В перспективе возможен переход на двухчленный экипаж, без бортинженера, как на самых современных западных авиалайнерах. Самолёты семейства Ил-96 – это единственные отечественные лайнеры, которые способны без посадок для дозаправки выполнять рейсы в страны Северной и Южной Америки, на Кубу, на африканский континент. Сейчас на самолёте Ил-96-400М идут заводские отработки, как говорят специалисты, «его катают». Он пока даже не покрашен.
У страны есть шанс в ближайшее время получить надёжный и комфортный дальнемагистральный самолёт большой пассажировместимости, который не будет зависеть ни от каких санкций – в импортозамещении деталей и агрегатов Ил-96-400М не нуждается.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».