Сегодня промышленность испытывает очевидный голод на двигатели для авиации, кораблей и автомобилей – сказываются санкционное давление и, в части военного кораблестроения, выпадение украинского поставщика газотурбинных силовых установок для наших фрегатов и корветов. С моторами для автотехники не всё критично, движки обязательно будут. Но в самолёто- и вертолётостроении далеко не всё благостно – авиационный газотурбинный двигатель – самый сложный агрегат, создаваемый людьми.
В стране есть несколько конструкторско-производственных фирм, способных и даже претендующих на госфинансирование для создания авиационного двигателя сверхбольшой тяги – от 25 до 50 тонна-сила. Одна из них - Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (АМНТК «Союз»), который в 1942 г. основал и возглавил гениальный конструктор Александр Микулин. Основой двигателя может стать газогенератор, разработанный для двигателя Р-579-300, который является дальним потомком легендарного Р-79-300. Этот маршево-подъёмный двигатель устанавливался на первый в мире палубный сверхзвуковой многоцелевой истребитель вертикального взлёта и посадки Як-141.
Единственный проект, над которым идёт реальная работа, – двигатель ПД-35. Его создание пойдёт несколько медленнее, со сдвигом вправо на два-три года, потому что нужны гигантские деньги. Вне всяких сомнений, его соберут к 2024 году и испытают двигатель-демонстратор, как бы тяжело ни было. И дальше пойдёт по ситуации.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».