Аргументы Недели → Туризм  → Авиа, ж/д транспорт 13+

Китайцы переманивают российских авиаконструкторов, для которых построен специальный город

, 12:47

Ещё в девяностых Егор Гайдар сказал, что своя авиация – это дело дорогое и ненужное. Деньги и ресурсы пригодятся для другого, а самолёты мы у «Боинга» купим, я уже договорился. Ну а что? Многие страны в мире живут без своей авиации, вполне себе благополучные. Взять ту же Швейцарию. У них авиапромышленности нет, и они от этого не страдают. Он только забыл сказать, что это касается только маленьких стран. А ведь ситуация просчитывалась на раз-два. О том, что гайдаровскую схему нам рано или поздно просто закроют, и мы останемся без штанов тогда же бесконечно предупреждал верхи главный конструктор самолёта Ту‑204 и его модификаций Олег Алашеев.

С введением санкций нас просто сняли с обеспечения запчастями и всем, что связано с эксплуатацией самолётов. Это то же самое, что запретить самолётам летать, только не сразу, а постепенно.

В военной авиации всё иначе. Она в каком-то смысле малотиражная. А в гражданской задействованы огромные заводы. На ТУ было больше ста поставщиков. И сейчас они все в полуразрушенном состоянии. Так что мало реанимировать завод, который собирает самолёты. Нужно реанимировать ещё сто заводов-поставщиков. Иначе ему не из чего будет собирать эти самолёты. И чтобы их реанимация не была бессмысленной, а являлась частью программы, чтоб они работали не на штучное производство, нужно не один-два самолёта построить, а переходить на серийное производство. А серия – это от ста машин типа Ту-204. Монстров вроде Ил-96, может, поменьше, но ненамного. И нужно нормальное финансирование.

Сейчас многих конструкторов – в частности, двигателестроителей из фирмы Кузнецова – к себе переманивают китайцы. Причём не их одних, а вместе с коллективом. Для них построен специальный город. Китайцы готовы выполнять любые их капризы и желания, чтобы, например, воспроизвести у себя знаменитый винтовентиляторный двигатель НК-93, который был построен и испытан. Для окончания работ над ним оставалось получить финансирование в 100 миллионов рублей. Но все работы были прекращены, двигатель был сорван с пилона летающей лаборатории и брошен в какой-то сарай. И про него больше никто не вспоминает.

Подробности читайте в свежем номере «Аргументов недели».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram