COVID-19 сильно изменил ситуацию на рынке воздушных судов, бывших в употреблении. Речь идёт о самолётах приблизительно десятилетнего возраста, это как раз средний возраст техники в авиакомпаниях мира. Например, широкофюзеляжный лайнер «Боинг-777-200» можно прикупить за полцены по сравнению с доковидным периодом. То же самое происходит с лизинговыми платежами за авиапарк, на них до пандемии приходилось до 15% себестоимости авиабилета. Так что у финансистов авиакомпаний дел невпроворот, бьются за снижение ставок по ранее заключённым контрактам.
Уже одиннадцать месяцев «Аэрофлот» не является лидером по количеству перевезённых авиапассажиров. Крупнейшим перевозчиком в стране 11‑й месяц подряд остаётся частная S7 Airlines («Сибирь»). Её услугами в прошлом месяце воспользовались 1, 06 млн пассажиров, что на 15% меньше по сравнению с объёмами за аналогичный период 2020 года. «Аэрофлот» перевёз 993 тыс. пассажиров (‑ 60%). Можно предположить, что «Аэрофлот» больше других пострадал из-за резкого сокращения международных рейсов в период карантина. Международные перелёты – самый выгодный сегмент для авиакомпаний, естественно, наш национальный авиаперевозчик воспользовался своим окологосударственным положением. На чём и погорел в новых условиях. Теперь экономит на спецодежде членов экипажа, срок ношения которой увеличен с двух до трёх с половиной лет. Но рынок понемногу восстанавливается. Правда, по прогнозам, на допандемический уровень выйдет не раньше 2024 года.
Авиастроение – это выгодно. Одно рабочее место непосредственно на авиазаводах мультиплицирует от 7 до 10 рабочих мест в смежных отраслях, у поставщиков металлов, комплектующих изделий. Наибольшую часть российского военного экспорта за прошедший год составила авиационная техника – более 50%. Ещё 25% – на технику ПВО, а остальное делят между собой техника сухопутных войск, морская техника и прочая продукция военного назначения. А у нас в гражданском сегменте сплошная «оптимизация»...
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».