На днях один из крупных отечественных агрегаторов для путешественников провёл среди своих клиентов опрос из серии «Капитан Очевидность». Сервис выяснил, какие факторы наиболее важны для пассажиров при покупке билетов на самолёт. В опросе, прошедшем на сайте сервиса, приняли участие более полутора тысяч человек.
Решающим фактором стала цена билета, это определяющий момент для 55% путешественников. Для 11% первостепенны время вылета и/или прилёта, а каждый десятый обращает внимание в первую очередь на наличие или отсутствие пересадок.
Мы бы и не упомянули об этом опросе с очевидным «решающим фактором», если бы авиакомпания «Аэрофлот» не отмечала на прошедшей неделе 100 лет со дня основания. 17 марта 1923 г. правительство СССР учредило АО «Добролёт», поставив цель – развивать гражданскую авиацию страны. 17 марта 2023 г. в терминале B аэропорта Шереметьево «Аэрофлот» устроил праздник для пассажиров, который ничем не отличался от отмечания какой-нибудь проходной даты в любом торговом центре страны: фотозона, дефиле стюардесс в ретроуниформе, выступление кавер-группы (в ТЦ, бывает, что выступают и звёзды эстрады) и розыгрыш призов.
У всех путешественников после ознакомления с анонсом этого грандиозного праздника возник только один вопрос: «А что, распродажи не будет?» Ну не считать же распродажей промокод на скидку в одну тысячу рублей на перелёт по России для «самых активных пассажиров – Элитных участников программы «Аэрофлот Бонус». Срок действия промокода – с 17 по 19 марта. Слово «элитных» с большой буквы в оригинальной рассылке про скидку в одну тысячу рублей – это даже не стёб. Это что-то другое.
Один из Telegram-каналов про путешествия так прокомментировал вот это всё: «Кажется, «Аэрофлот» не заведётся, пока ему не сделаешь приятно, а распродажа не начнётся, пока её не позовёшь, как Снегурочку. Давайте скажем дедушке, как сильно мы его любим. Спасибо. Штош. Мы хотя бы попробовали».
Наши в Турции
Мы уже неоднократно рассказывали, что отраслевым ведомствам США очень не нравится, что Турция стала главным хабом для полётов из России. В феврале крупнейший турецкий оператор наземных услуг в аэропортах Havas предупреждал российскую сторону, что американцы категорически не рекомендуют им обслуживать Boeing и Airbus российских авиакомпаний (и белорусских, и иранских, кстати, тоже), содержащих более 25% американских компонентов. Пошумели и забыли.
На прошедшей неделе случился очередной всплеск этого противостояния. Турецкие отраслевые издания опубликовали список из 44 таких (более 25% американских компонентов) самолётов, 30 из которых принадлежат российским авиакомпаниям. Бортам из «списка 44» министерство торговли Турции якобы запретило заправку и обслуживание в своих аэропортах и опять якобы на основании письма из США. СМИ нашли даже один рейс авиакомпании PegasFly, которому после этой утечки в СМИ пришлось дозаправляться в Сочи. «Аэрофлот» и S7 – в «списке 44» больше всего бортов этих авиакомпаний, заявили, что выполняют полёты в Турцию в штатном режиме.
Однако для успокоения общественности в Анкаре прошли консультации представителей Росавиации и Главного управления гражданской авиации Турции, в результате которых было заявлено, что никаких проблем с наземным обслуживанием самолётов российских авиакомпаний в Турции нет.
На данный момент проблем действительно нет. Изъятие 30 бортов с весьма востребованного направления не катастрофично для российской авиации, хотя всего в санкционный список США внесены 183 самолёта российских авиакомпаний. Понятно, что США продолжат вставлять палки в колёса, но и Турция не горит желанием терять российский рынок и хочет увидеть в этом году на своих пляжах не менее 6 млн россиян.
Китай открылся
15 марта Поднебесная официально открылась для зарубежных туристов. В том числе возобновлена политика безвизового въезда в курортную китайскую провинцию Хайнань и для пассажиров круизных лайнеров – в Шанхай.
Но быстро попасть в Китай с туристической визой не получится – свободные слоты для подачи документов в консульские отделы дипмиссии КНР в России есть только на конец мая – начало июня.
Так что, как мы говорили ранее, по-прежнему пока единственный луч света в тёмном царстве – возобновлённые правила безвизового транзита через аэропорты в Китае. При определённых условиях можно получить транзитную визу по прилёте, а срок действия такой визы может составлять 144 часа (6 суток!) с возможностью выхода в город – вполне хватит для первого знакомства со страной и без обычной визы.
Как в футболе
Не устанем повторять, что Таиланд – это королевство противоречивых новостей в сфере туризма. Вот и в этот раз местные СМИ со ссылкой на руководителя иммиграционной службы Пхукета генерал-майора Прапансака Прасансука сообщили, что с 1 марта в этой тайской провинции ввели новую систему поддержания порядка на острове. Туристу, нарушающему правопорядок, вручают сначала жёлтую, а при повторном нарушении – красную карточку. Наказание аналогично футбольным правилам. За жёлтую карточку турист в следующий раз получит отказ во въезде в страну, а за красную следует немедленная депортация. Генерал не расшифровал, какую карточку за какое нарушение будут вручать, однако рассказал, за какие правонарушения иностранцы чаще всего попадают в поле зрения тайской полиции: езда на мопедах и мотоциклах без шлема, отсутствие водительских прав, а также работа в местном туристическом бизнесе без официального разрешения тайских иммиграционных властей. Руководитель иммиграционной службы Пхукета подчеркнул, что в каждом конкретном случае действие туристов будет оцениваться индивидуально. Например, за первые три дня с момента введения карточной системы 17 иностранцев получили красные карточки и были депортированы. Причём все они мотоциклисты, которых задержали за опасную езду и нарушение общественного порядка.
Через пару дней после этой новости тайские СМИ сообщили, что пхукетским ноу-хау заинтересовались и в других провинциях Таиланда и предложили распространить систему карточек на всё королевство. Руководитель иммиграционного бюро страны Пакпомпипат Сатджапан хоть и похвалил Пхукет за идею, но подчеркнул, что принудительно на всю страну её масштабировать не будут. В то же время иммиграционные агентства на местах вольны самостоятельно внедрять новинку – власти королевства препятствовать этому не станут.
Но окончательно всё запутал ответ посольства Таиланда в Москве на запрос издания «Вестник АТОР» о запуске на Пхукете системы отслеживания правонарушений иностранных туристов: «Ни о какой системе карточек мы даже не слышали. Официальных уведомлений на этот счёт в посольство Таиланда в Москве не поступало».
Надеемся, что пока не поступало, а то странно всё это.
Сказочный Бали
Страсти-мордасти ещё большего накала происходят прямо сейчас ещё в одном суперпопулярном у российского туриста месте – на Бали. Сначала губернатор острова Ваян Костер обратился к центральному иммиграционному агентству Индонезии с просьбой отменить политику выдачи однократных туристических виз по прибытии в страну гражданам РФ. Сейчас россияне могут оформить визу по прилёте на Бали. Её стоимость – около 2,5 тыс. рублей. Такой документ разрешает находиться на острове до 30 дней.
Однако то, что кроме россиян губернатор назвал ещё и украинцев, указывает на то, что просьба не окрашена политически, просто граждане РФ и Украины совершают наибольшее количество правонарушений на острове. Особенно напрягают местные власти случаи нелегальной работы на острове туристов из этих стран, так как в Индонезии запрещены трудовая деятельность и создание бизнеса иностранными гражданами, посещающими страну в качестве туристов. Уже депортирован турист Михаил Шац (признан в России иноагентом) за попытку проведения стендап-концерта; троих россиянок депортировали за то, что они занимались проституцией; а двое российских мужчин депортированы за создание школы вождения мотоциклов.
Власти страны не поддержали предложение губернатора Бали отменить визы по прибытии для граждан РФ, а приняли более мягкое решение о создании отдельной мониторинговой группы в структуре генерального иммиграционного управления Минюста Индонезии, которая и будет следить за соблюдением визовых правил российскими туристами на Бали. Глава генерального иммиграционного управления Сальми Карим заверил, что задачи у новой группы мониторинга отнюдь не карательные. Она призвана не только выявлять нарушения, но и в случае необходимости помогать туристам.
Губернатора острова такая мягкая позиция властей страны, видимо, не устроила, и он принял решение запретить иностранцам передвигаться по острову на арендованных байках, так как они часто становятся виновниками резонансных ДТП. Но и это решение Ваяна Костера не нашло поддержки в верхах. Резко против такой меры высказался министр туризма и креативной экономики республики Сандиага Уно. Видимо, и тут губернатору придётся осадить назад.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964