Промышленно-производственная Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга». По всем показателям – номер один в стране. Но сомневался, представлял себе нечто «отвёрточное» – привезли, собрали и отгрузили в торговлю или потребителям. Чуть дешевле, чем везти то же самое из-за рубежа. Привык верить собственным глазам, а тут смотрел и не верил – «пашут» предприятия полного цикла (не все, конечно). И не просто мелкота какая-то, а порой крупнейшие в мире производства. Что-то имеет инновационную составляющую, что-то балансирует на грани «критических технологий» и обложено секретчиками.
Но все вместе, все производственные площадки 42 резидентов ОЭЗ, со стороны выглядят глянцевым и цветастым рекламным буклетом, созданным с помощью компьютерной графики. Только это не графика, а реальность, которую можно потрогать руками.
Турецкий рай
Масштаб мероприятия осознал ещё в Москве, перед вылетом. Гвоздь программы – открытие огромного деревообрабатывающего производства на заводе «Кастамону» (KASTAMONU). Оказалось, что для гостей из столицы заказаны сразу два «Боинга». Ещё были рейсы из Стамбула. «Ждём около 900 гостей», – сообщил представитель пресс-службы «Алабуги». Открытие прошло пафосно, шумно (производство не останавливали), безалкогольно – соки-воды-чай-кофе. Всё же мусульмане – так непохоже на немцев! Те считают долгом принять на грудь самим и упоить окружающих. Зато был замечательный концерт Дины Гариповой, чей божественный вокал отчаянно мешал брать интервью.
На территории ОЭЗ «Алабуга» инвестиции турецких компаний составляют уже 1,5 млрд. долларов, строятся 6 заводов. Вот и ответ: не придёт Запад – место займут Турция, Китай и другие вменяемые партнёры России. В целом в Татарстан из Турции приходит почти четверть зарубежных инвестиций. Видимо, туркам близки татарский менталитет и обязательность руководящей команды. Декларировать намерения можно сколько угодно, сделать дело и выйти на результат куда сложнее. В Татарстане сделали дело – в ОЭЗ образцово-показательные дороги, в 45 километрах аккуратный аэропорт Бегишево (ежедневно 7 рейсов в Москву), идеально спланированные участки под строительство цехов. Учтено всё, включая стоянки для автотранспорта сотрудников. Кто живёт и работает в мегаполисах, знает, как это важно.
На данный момент работают 13 заводов, до конца года их число вырастет до 20. Оставшиеся 22 резидента ОЭЗ находятся на стадии проекта или строительства. Строятся быстро – от начала земляных работ под фундамент до выпуска первой продукции проходит в среднем два года. Даже по меркам зарубежных компаний это очень быстро. Завод «Кастамону» строился чуть дольше, но это гигантское предприятие, площадь «под крышей» – 165 тыс. кв. метров. «Самый быстрый запуск производства состоялся не в Болгарии, Румынии или Турции, а в России» – бодро, на хорошем русском уточняет исполнительный директор завода «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» Али Кылыч.И добавляет: – Рустам Минниханов – очень жёсткий руководитель, много раз приезжал сюда, контролировал, встречался со мной».
Выходит, президент Татарстана лично курирует развитие ОЭЗ и её ключевых игроков. Отсюда и результат. Совокупные производственные мощности предприятия в ОЭЗ «Алабуга» составят 1,8 млн. м3 в год. С такими объёмами завод станет самым крупным производством древесно-плитных материалов в мире, а группа «Кастамону», достигнув планки в 6 млн. м3 в год, войдёт в четвёрку мировых лидеров деревообрабатывающей отрасли. Сейчас завершён первый этап суммарной стоимостью 300 млн. долларов – запущено производство МДФ и напольных покрытий (ламината) мощностью 475 тыс. кубометров и 20 млн. м2 соответственно. МДФ – это самый популярный материал для мебельных фасадов. На очереди ДСП для производства корпусов.
ОЭЗ в цифрах
На 10 лет освобождение от уплаты местных налогов:
на имущество на землю транспортного.
Сниженная ставка налога на прибыль:
2% – первые 5 лет, 7% – следующие пять, через 10 лет – 15,5%.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на оборудование.
Люди, где вы?
50-метровый горизонтальный пресс имеет рабочую ширину 2800 мм. Самый широкий в мире. Материал после пресса охлаждается двое суток и только потом идёт на шлифовку. Сушильный комплекс впечатляет – каждая панель имеет размер 8 на 2,8 метра. Большего размера в природе не существует. Со стороны выглядит как диковинный цветок безумного садовода или открытая книжка.
Как уверяют «турецкие товарищи», «берём любые отходы деревопереработки». В Румынии аналогичное производство почти полностью завязано на сырье из отходов. Но в Татарстане они получают древесину в брёвнах, рядом с заводом выстроены целые пирамиды. Правда, сразу видно, что это не «строевой лес», ценные породы явно отсутствуют. Запас по сырью поддерживают солидный, на 2,5 месяца работы, сообщает Али Кылыч:
– Нам не нужна высококачественная древесина, мы убираем старые и больные деревья.
Кажется, он даже оговорился в тему – не берём, а именно убираем.
В цехах людей нет. Изредка прошмыгнёт вдали через проход автопогрузчик, иногда – пара работников. Что-то высматривают во внутренностях электрощитов, но в любом случае не заняты на конвейере. Завод-автомат. Или почти автомат – без человека любая техника когда-нибудь встанет. Производственный цикл контролируется откуда-то сверху, с пультов управления, за которыми сидят несколько операторов. Только технологам предприятия известен рецепт приготовления смеси для производства МДФ и ламинированных напольных покрытий. Они своего рода шеф-повара и секреты компании строго блюдут. Основные породы дерева – берёза, сосна, осина и липа.
Немецкие роботы-манипуляторы делают дело лучше и быстрее человека. Даже контроль качества полностью автоматизирован – скорость подачи готовых изделий такова, что с этим не справился бы и полк специалистов. Более того, линии ограждены сеткой, сквозь которую не следует пытаться просунуть руку – тут же сработает защита, и линия остановится. В цехе, где происходит шлифовка плит, попросили не фотографировать со вспышкой – чувствительная аппаратура примет её за возгорание древесной пыли и включит систему пожаротушения. Проверять не стал. Что любопытно, эта повальная автоматизация дала работу 500 сотрудникам. Ещё 2500 человек заняты в смежных отраслях. Персонал на 90–95% местный, всех возили на обучение в Болгарию, Румынию, Турцию.
Дилеры у компании есть практически во всех регионах России. Как сказал один из специалистов «Кастамону», покупатель сам найдётся. Логика, конечно, интересная, говорит о том, что рынок готов впитать МДФ для производства мебели и ламинат, как губка. Вспомните ВАЗ 70 – 80-х годов прошлого века – «Жигули» вмиг разлетались с завода, только дай.
Три судна типа «река-море» с первой «опытной» продукцией татарского завода отправились по Каме, Волге, до Чёрного моря в Стамбул. Али Кылыч смеётся:
– На родине хотят посмотреть, чем мы тут занимаемся, какое в России качество.
Дальше некуда
«Алабуга» в сентябре выросла вдвое. Акционеры подписали соглашение об увеличении площади ОЭЗ, и «Алабуга» первой в России достигла максимума разрешённой федеральным законом площади в 40 кв. километров. Новые промышленные земли находятся к северо-западу от федеральной трассы М7 «Москва – Казань – Уфа» и действующей территории ОЭЗ. Причина – в хорошей работе. Более 70% территории ОЭЗ, а это почти 20 кв. км, уже занято действующими резидентами или зарезервировано под проекты, по которым в настоящее время ведутся переговоры. Работы по проектированию промышленной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог, железной дороги, сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, а также других инженерных сетей, планируется начать уже в следующем году. Смею предположить, что при таких темпах развития производств в «Алабуге» руководству ОЭЗ скоро придётся задуматься над тем, откуда брать кадры. Соседняя Елабуга имеет всего 72 тыс. населения. Нижнекамск, третий по величине город республики, – 235 тыс., но до него более 60 км, и все там заняты в нефтехимической промышленности. Остаются полумиллионные Набережные Челны – они поближе к «Алабуге». Но вот вопрос, есть ли там избыток рабочих рук? КамАЗ работает, и закрываться ему нет причин. Специально посмотрел вакансии на сайтах кадровых агентств и обнаружил, что завидных предложений поработать на новых производствах ОЭЗ «Алабуга» предостаточно. И это проблема, которую ещё предстоит решать.
Санкции забудут, а мы останемся
На церемонии открытия гендиректор «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» Онур Гювен заявил, что «первый блин» компании в России не вышел комом:
– Хорошо, что мы поверили тому, что было сказано про Татарстан, когда нас уговаривали сюда прийти. Такой поддержки, как здесь, нам не оказывали ни в одной стране мира.
Министр лесного хозяйства и водных ресурсов Турции Вейсель Эроглу также полон оптимизма:
– Я слышал про дальние расстояния, про неразвитую инфраструктуру и про бюрократические проволочки в России. Но все наши сомнения рассеялись, когда руководство республики оказало нам такую помощь.
Президент турецкой компании Халук Йылдыз подтверждает слова министра:
– Не скрою, нас пугали трудностями ведения бизнеса в России. И сейчас мы очень рады, что состоялся крупный проект. Приняли решение стразу строить крупное производство, и оно стало верным. Осторожные консультанты предлагали начать с мелкого заводика, если уж мы непременно хотим работать в вашей стране. В итоге никаких затруднений не испытали и собираемся наращивать здесь своё присутствие. Татарстан является стартовой площадкой для вхождения в российский рынок. В ближайших планах строительство ещё двух заводов, в других регионах. Санкции? Два месяца назад их приняли, через два месяца отменят, а ещё через два месяца о них забудут.
Только по одному этому предприятию инвестиции турецкой стороны составят 600 млн. долларов, а оборот должен достичь 170 млн. долларов в год.
Здравствуй, британская школа
Для топ-менеджеров компаний ОЭЗ «Алабуга» построен посёлок «Три медведя». Сейчас это около 40 коттеджей и трёхэтажный 64-квартирный дом. Есть административный центр, ресторан, магазин, прачечная и гладильная, гаражи для уборочной техники.
Тут же, в посёлке, появилась школа – Alabuga International School. В перспективе на 350 учащихся и 80 детсадовцев. Директор – британец Дэвид O’Брайн. 1 сентября 2014 года за парты в новой школе сели дети в возрасте от трёх до семи лет, с января начнут учиться ребята постарше – от семи до 12 лет. Обучение на английском, педагоги – иностранцы, час русского языка в неделю.
Всё это сделано для одного – чтобы ценные специалисты соглашались ехать в «медвежий угол» (все же знают, что у нас по улицам медведи с балалайками ходят).
Под огнём критики
На последнем инвестфоруме в Сочи опыт создания ОЭЗ министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка оценил как неудачный: «На сегодняшний день существуют только две хорошие ОЭЗ – в Липецке и Алабуге. Поэтому на Дальнем Востоке при разработке проекта новых зон хозяйствования принято решение отказаться от ОЭЗ как от негативного бренда». Вот так, ни больше ни меньше. Ему вторит замглавы Минэкономразвития Евгений Елин: «Ставка на ОЭЗ как драйвер экономики всей страны не сработала. Создано всего 12 тыс. рабочих мест. Фактически самыми успешными, но ориентированными на внутренний рынок стали ОЭЗ в Алабуге и Липецке. Причина – активное участие региональных властей».
Всё же министр и замминистра неправы. Во-первых, не причина, а заслуга региональных властей. Значит, там вцепились в дело и работают. Во-вторых, на Татарстане и Липецке свет клином не сошёлся, то же «Людиново» в Калужской области просто не набрало обороты, хорошо развиваются технико-внедренческие ОЭЗ в Дубне и Томске. Идёт работа в Тольятти. Там, само собой, большая часть резидентов ориентирована на производство автокомпонентов и электроники. Но, надо признать, по масштабам производства все уступают «Алабуге». И в-третьих, там, где тянут резину с документами, не исполняют вовремя обязательства перед резидентами ОЭЗ, инфраструктурные проекты откладывают на потом, любая «особая зона» потеряет привлекательность. Если планы провалены, то надо горе-руководителей и чиновников гнать взашей, искать и выдвигать талантливых управленцев.
И не надо жадничать. В «Алабуге» кадастровая стоимость 1 га земли – около 100 тыс. рублей, а в Тольятти – свыше 700 тыс., в Липецке приближается к 300 тысячам. При прочих равных куда пойдут? Ответ очевиден.
Ещё чиновники сетуют на то, что большая часть производств нацелена на внутренний рынок страны, а они мечтали об экспорте. Тут только время покажет. Но тот же завод «Кастамону» с самого начала планирует экспортировать 30% продукции на рынки СНГ и стран Азии. По мере развития производства доля экспорта на зарубежные рынки будет расти.
Коллеги ревнуют и присматриваются
На открытии производства «Кастамону» был замечен губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Эта область одна из самых успешных по привлечению именитых зарубежных инвесторов. Он ездил по территории, присматривался.
Полтора года назад в регионе Постановлением Правительства РФ была создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Людиново». Она относительно небольшая, всего 316 га. Теперь её надо поднимать, наполнять содержанием и развивать. Для сравнения, «Алабуга» уже имеет 2 тыс. га (20 кв. километров). Впрочем, именно у калужан должно получиться, есть опыт и очень сильная команда профессионалов во главе с губернатором.
Президент республики Рустам Минниханов подметил:
– Не зря господин Артамонов сейчас вместе с нами. Этот регион тоже привносит в страну очень много инновационных производств.
Можно предположить, что турецкая «Кастамону» на следующем этапе отправится в Калужскую область, зацикливаться на Татарстане компания не собирается. Им в России работать выгодно, есть сырьевая база, древесина вдвое, а природный газ втрое дешевле, чем в Турции, что для энергозатратного производства крайне важно. Электроэнергию для производственных нужд будет вырабатывать заводская газотурбинная электростанция (ГТЭС) установленной мощностью 30 МВт. В качестве топлива используется природный газ.
Тридцать лет пути
В 1984 г. в Политбюро решили строить рядом с Елабугой тракторный завод. Зарезервировали под это 2 млрд. долларов. А где трактор, там и танк в лихую годину. Но началась горбачёвская перестройка, и тут решили выпускать крошечную «Оку» ВАЗ-1111 в сумасшедших количествах, под миллион штук в год. И даже создали некоторые элементы инфраструктуры, подвели железнодорожную ветку, теперь этими путями владеет ОЭЗ «Алабуга». Было множество попыток наладить здесь что-то дельное. И наконец, в 2005 г. президент подписал указ о создании Особых экономических зон.
Скептики многого от него не ждали – очередная попытка освоить бюджетные средства, офшор для своих и т.д. Но оказалось, при желании эффект может быть завидный. По большому счёту перевести бы на эти условия весь реальный сектор экономики, создать всем производителям одну большую зону под названием Российская Федерация – глядишь, и рванула бы страна в новую индустриализацию.
На вылете в Москву пришла в голову странная мысль, что неспроста ОЭЗ названа в татарской транскрипции – «Алабуга». Всё же Елабуга по алфавиту могла бы уступить кому-то первенство. Алабуга – маловероятно.