Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Тема номера № 9(351) от 07.03.2013

Женщины захватывают власть в РПЦ

, 17:01 , Заместитель Главного редактора

Накануне Международного женского дня 8 Марта «АН» решили вспомнить о представительницах слабого пола, которые в нашей стране этот праздник не отмечают. Речь идёт о женщинах, тесно связанных с Русской православной церковью (РПЦ), не признающей 8 Марта. В отличие, кстати, от праздника наших мужчин – Дня защитника Отечества 23 Февраля. Но «АН» – светская газета и не делит своих читателей на верующих и неверующих, а праздники на «чистые и нечистые» – пусть этим занимаются другие.

Что празднуем, православные?

На первый взгляд РПЦ – чисто мужская организация: все руководящие посты в ней занимают мужчины. В этом нет никакого мужского шовинизма – так повелось со времён Христа. Сам Спаситель был мужчиной, и все его апостолы – мужчины. Правда, в отношении последнего утверждения в мире до сих пор возникают споры. Кое-кто на Западе клевещет, что это не так. В последнее время там широко распространилась версия, согласно которой Мария Магдалина тоже была апостолом. Но Московский патриархат имеет на этот счёт собственное мнение – у нас эта женщина из ближнего круга Христа традиционно считается не апостолом, а равноапостольной святой, одной из жён-мироносиц. Так называют женщин, пришедших утром к гробу воскресшего Христа, с ароматами и благовониями для ритуального умащения тела. В РПЦ третья неделя Пасхи носит название Недели жён-мироносиц и является церковным женским праздником, заменяющим верующим «нечистое» 8 Марта.

В церковных кругах к этому празднику – Дню солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию – отношение резко негативное. Даже некоторые хорошо образованные священники и монахи считают его калькой с иудейского праздника Пурим, отмечаемого тоже в начале весны (точной даты из-за использования лунного календаря нет). Главной героиней этого праздника, напомним, является женщина – Эсфирь, спасшая в Древней Персии евреев от истребления. По словам диакона Андрея Кураева, возможно, в тот год, когда революционерка Клара Цеткин приняла решение начать праздновать Международный женский день, праздник Пурим как раз пришёлся на 8 марта. Ну а дальше «хитрые» евреи, чтобы не раскрывать «коварных планов» по внедрению своих обычаев среди православных, решили дату не менять – так и оставили навсегда.

Впрочем, версию этого говорливого диакона даже внутри церкви принимают всерьёз далеко не все. Из-за его любви к медиаславе ему вообще не сильно верят. В консервативных церковных кругах даже шутят, что если вышестоящее начальство вдруг поручит А. Кураеву обосновать полезность атеизма, то он с лёгкостью это сделает. Вот такой чёрный юмор.

Поэтому есть и другая версия – 8 Марта совпадает с Великим постом и праздником Обретения главы Иоанна Предтечи. Православная церковь отмечает его в високосном году как раз 8 марта. И вот незадача: в гибели Иоанна Крестителя виноваты женщины: царица Иродиада и её дочь Саломея. Они, используя женские чары, вынудили царя Ирода отрубить святому голову. Получается, опять все беды от баб, и восхвалять их в этот день совершенно ни к чему.

Все эти версии, интриги, расследования хорошо показывают непростое отношение церкви к женщинам, которое культивировалось в течение многих столетий. Тем не менее слабый пол всё-таки пробивает себе дорогу и в этом консервативном общественном институте.

Женщина-епископ – это смешно

Несмотря на упорное сопротивление мужчин, в протестантских христианских церквях женщины уже добились многого. В последние годы в некоторых странах Европы женщин рукополагают в священники, а в Германии и Англии они даже стали епископами. Всё это вызвало резкие протесты среди католиков и православных. В Ватикане рукоположение женщин в священники приравняли к одному из самых тяжких преступлений – педофилии.

РПЦ тоже не признаёт женского священства и поначалу хотела полностью разрывать отношения с церквями, в которых позволено такое богохульство, но затем смягчила свою позицию. Какой смысл воевать с заблуждающимися людьми, способными только рассмешить православных? В мужских монастырях фото с изображением европейских женщин-священников в полном облачении вызывает у монахов хохот, которому позавидовал бы сам Михаил Задорнов. Проще говоря, в наших краях такая эмансипация воспринимается с юмором: «Этой феминистке осталось только пришить между ног одну штуку».

Диакон или диакониса

Тем не менее в РПЦ идут дискуссии о возможности рукоположения женщин в сан диаконис (женщина-диакон). Считается, что институт диаконис существовал в древней церкви недолго – c I по VIII век. Как видно, это «недолго» растянулось почти на 700 лет. Некоторые учёные утверждают, что диаконисы не принимали участия в совершении таинств. Но так ли это или нет – доподлинно не известно. Они исчезли так давно, что даже в Константинополе в XV веке уже никто не помнил, чем они на самом деле занимались.

Сторонники возрождения института диаконис в современной России уверены, что они очень нужны церкви. Многие женщины, в том числе молодые, настроенные на активное служение, не видят для себя возможности профессионального роста. Высшая должность, на которую сейчас может рассчитывать женщина в РПЦ, это игуменья – настоятельница монастыря. Но не все готовы уйти в монастырь, поэтому уходят к протестантам, которые могут женщину и пастором назначить.

Консерваторы утверждают, что сейчас церковь не может пойти на столь радикальные реформы. Она ещё не оправилась от многолетних гонений, и тут торопиться не стоит. Да и вообще – женщины часто не знают меры в служении. Сегодня вы разрешите рукополагать их в диаконисы, а завтра они захотят, чтобы дам исповедовали не мужчины, а монахини-духовницы. Если так пойдёт и дальше, то очень скоро встанет вопрос о женском священстве, а потом и епископстве. Словом,ты им палец, а они руку откусят. Зная обычную светскую жизнь, в это легко поверить любому мужчине.

Но многие женщины уверены, что мужики просто боятся конкуренции и возвращения матриархата. Только представьте, если станет возможна невероятная ситуация, когда жена – поп, а муж – диакон. От этого и неженатый А. Кураев вздрогнет. Но даже если женщин в России никогда не будут рукополагать в священники, то всё равно диаконисы добавят женского влияния на административную структуру РПЦ. Некоторые монахи и священники уверены, что добром такое нововведение не закончится. К тому же слабым полом и так уже пронизан весь организм церкви.

У русского православия женское лицо

Несмотря на то что наши женщины не могут занимать высоких постов в РПЦ, они оказывают активное влияние на её деятельность. Более того, знакомые с внутренней жизнью церкви мужчины считают, что сегодня там правят женщины. Во-первых, они самые многочисленные и активные прихожане. Некоторые священники даже не находят в себе сил перечить им при решении важных вопросов. Во-вторых, женщины занимают различные ключевые должности на местах – очень часто церковным старостой является представительница слабого пола. Во многих епархиях главный бухгалтер тоже женщина – перед ней лебезят даже старцы. К этому надо добавить целую армию регентов и певчих церковных хоров, обычных бухгалтерш, различных казначейш, кладовщиц, прочих церковных работниц и простых монахинь, приближённых к архиереям.

Последние зачастую приобретают очень большую неформальную власть. От них во многом зависит, какая информация в первую очередь попадёт в уши епископа. Если этим грамотно пользоваться – а женщины это умеют – то можно многого достичь. Вспомните хотя бы ту же Лидию Леонову – верную соратницу патриарха Кирилла, которая много лет сопровождает его по жизни. Именно эта то ли двоюродная, то ли троюродная сестра патриарха и ещё «монахиня в миру» официально отсудила у хирурга Ю. Шевченко 20 млн. рублей за испорченную нанопылью «нехорошую квартиру» Кирилла.

Большую власть имеют и жёны белого духовенства – матушки. Остряки даже переиначили знаменитую пословицу «каков поп, таков и приход». В современных условиях она звучит по-другому: «какова матушка, таков и приход». Сейчас именно жёны священников управляют многими приходами. На их плечах лежат все хозяйственные и финансовые заботы. А уж как жёны умеют вить верёвки из своих мужей, знают все. Внутри церкви дело доходит до анекдотов, основанных на реальных событиях. Рассказывают, что как-то один протоиерей приехал на приём к митрополиту. Но его сразу не допустили до владыки. Он, мол, занят, работает с документами. Так прошёл час, второй… Наконец говорят, проходите. Но священник уже одевается: «Извините, теперь не могу – опаздываю. Матушка ждёт!»

К тому же многие батюшки сильно страдают от своих неверных жён, которые их просто бросают. Такие случаи в современных условиях нередки. Для молодых священников это настоящая трагедия – жениться и венчаться второй раз они не могут. Чтобы продолжить служение, выход только один – принять целибат (обет безбрачия) и уйти в монахи. Не все готовы к такому. Поэтому в РПЦ идут активные разговоры о возможном смягчении столь строгого закона.

Избавиться от средневековых пережитков

И наконец, последнее, о чём хотелось бы сказать. В РПЦ до сих пор продолжаются споры, что можно и что нельзя делать женщине в церкви во время месячных. Эти дни считаются «днями нечистоты». И сейчас можно слышать мнение, что в это время женщина не может даже заходить в храм, и уж тем более «кары небесные» постигнут тех нечестивиц, которые дерзнут во время месячных прикасаться к иконам или святыням. Впрочем, сейчас официальная позиция звучит несколько мягче: в этот период женщинам нельзя только участвовать в таинствах. Всего их семь: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, венчание, соборование, рукоположение. Всё остальное – можно.

Тем не менее у многих современных людей от такого подхода волосы встают дыбом. Получается парадокс – церковь никак не ограничивает от той же исповеди или причащения больных, к примеру, гриппом или ОРЗ мужчин, но не даёт это делать здоровым женщинам. А если к этому прибавить и мнение многих батюшек, которые совершенно искренне считают, что во время месячных с душой женщин происходят какие-то нехорошие вещи, то впору спросить, в каком веке мы живём? Словом, мужчинам, руководящим РПЦ, пора обрубить этот «средневековый хвост» – женщины такие же люди, как и они сами.

Как живёт женский монастырь

В РПЦ насчитывается более 400 женских монастырей. Цифра внушительная. Но женщины сами не могут проводить церковную службу – им нельзя заходить в алтарь. Поэтому в женских монастырях чаще всего служит женатый священник. В виде исключения это может делать и монах в возрасте за 60 лет. Именно так и происходит, к примеру, в Шамординском монастыре – там служит архимандрит Поликарп. В начале 90-х, в первые годы возрождения церкви, бывало, что в женских монастырях служили и молодые монахи. Но затем от этого отказались. Причина проста – монахини могли влюбиться, да и просто привязывались и начинали чуть ли не боготворить молодого мужчину.

Однако не бывает правил без исключений. На практике случается, что женщины заходят и в алтарь. Этому есть масса свидетельств. Происходит это чаще всего из-за отсутствия в женских монастырях или маленьких приходах мужчин – некому выполнять необходимые обязанности. Поэтому по благословению батюшки очень пожилым женщинам это часто разрешается. Более того, ещё 10 лет назад были случаи, когда это дозволялось и молодым монахиням. Перед этим священник просто читал над ними определённую молитву. Правда, разрешалось это не во время службы, а в другие часы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram