Если на карте Российская Федерация похожа на огромный корабль, то Дальний Восток – его гребной винт. Правда, последние 20 лет он крутится кое-как – экономика Восточного края страны работает далеко не на полную мощность. Кто только не брался решить проблему! 21 января полку спасателей Дальнего Востока прибыло. На этот раз в роли защитника восточных рубежей неожиданно выступил глава МЧС С. Шойгу. На встрече с премьером В. Путиным он предложил создать госкорпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. В обмен на допуск к рулю компании, которая будет управлять территорией, превышающей Западную Европу, министр пообещал золотые горы, в частности – «создание 5 миллионов новых рабочих мест». Смелое заявление, учитывая, что во всём огромном регионе не наберётся 5 млн. трудоспособного населения.
Остров за 200 миллиардов
Кажется, для высокопоставленных чиновников развитие экономики Дальнего Востока выглядит задачей из разряда подготовки к полёту человека на Марс. То есть проект настолько сложный, что за него и браться страшно. Поэтому работают только на бумаге. Минэконом, Минрегион и Минпромторг десятилетиями наперегонки выдают масштабные госпрограммы бурного подъёма Дальневосточного округа. На самом деле эти сухие выкладки сотен министерских экспертов в плане реальной помощи региону годятся разве что на растопку сахалинских и магаданских очагов холодной зимней ночью.
Годы идут – ситуация не меняется. «АН» изучили кипы министерских документов. Всплыло следующее. В 1996 г. в «Программе экономического развития Дальнего Востока до 2013 г.», вышедшей из-под пера тогдашнего Министерства экономики, говорилось: «Экономику Дальнего Востока и Забайкалья можно охарактеризовать как слабую, имеющую преимущественно сырьевую направленность». Ровно та же фраза, слово в слово, повторяется в выпущенной Минэкономом в конце 2009 г. «Федеральной целевой программе экономического развития Дальнего Востока до 2025 года».
То есть 13 лет развивали-развивали, а воз увяз. Вот вам и «программа развития». Хотя нельзя сказать, будто не делалось ничего. Порой на министерских документах появлялись подписи председателя правительства. После этого действительно начиналось бурное освоение огромных средств. Вот точные цифры: в 2008 г. федеральный бюджет выделил на подъём экономики Дальнего Востока 30 млрд. руб., в 2009 г. – 88 млрд., в 2010 г. – почти 100 млрд., в 2011 г. – 106 миллиардов. Не потому ли высокопоставленные чиновники, изредка выбирающиеся на Дальний Восток, выглядят подозрительно? Точно космонавт, делающий первые шаги по новой таинственной и опасной планете.
Наверное, боятся: вдруг местные узнают, как они «развивали край»? Несусветные деньги работали с нулевой, вернее отрицательной отдачей. Вот пример: в подготовку саммита АТЭС, который пройдёт во Владивостоке в сентябре нынешнего года, вбухано ни много ни мало 205 млрд. руб. из федерального бюджета и 33 млрд. – из регионального. Сама по себе эта стройка – символ нынешней госполитики по отношению к восточным рубежам страны. Трудно придумать более бестолковую помощь региону, чем застройка пятизвёздочными гостиницами «Хайятт», театром оперы и балета, также конференц-залом на 6 тыс. мест практически незаселённого и полностью поросшего дубами острова Русский. Административно он – часть Владивостока, но на Русском обитают только 5,2 из 616,8 тыс. жителей мегаполиса. Вот уж будет кому сидеть на конференциях.
Всенародная жертва
Зато в качестве побочного эффекта стройки века Владивосток лишился троллейбусной и трамвайной сетей. Маршруты троллейбусов сократили в 10 раз: с 45 до 4,5 км, также демонтировали 16 из имевшихся 18,4 км линий трамвая. Дороги перекраивали для двух будущих мостов на остров – общественный транспорт оказался лишним. Это те самые великие мосты, которые ещё не достроены, но уже горели (мост на о. Русский – дважды, мост через бухту Золотой Рог – дважды за последние 12 месяцев). При этом французская компания-проектировщик сбежала, умыв руки, а замглавного инженера моста на о. Русский В. Полянских в 2009 г. покончил с собой, оставив записку: «Строительство ведётся с грубейшими нарушениями. Не хочу быть крайним, когда мост рухнет».
Ещё более небывалый денежный ливень из Москвы «помог» дальневосточным бюджетникам. Часть расходов на саммит взял на себя Приморский край. Пустить пыль в глаза иностранцам – дело недешёвое. Лишних денег в бюджете Приморья (62 млрд. руб. в год) не нашлось, пошли по простому пути, сократив расходы на социалку. Траты на народное образование усекли с 2,6 до 1,9 млрд. руб., медиков резанули с 4,2 до 2,5 миллиарда. Потом ещё немного поскребли по соцсусекам – так в Приморье и выкроили 14,2 млрд. руб. на саммит. Кстати, насмотревшись на владивостокские строительные чудеса, губернатор Сахалина А. Хорошавин объявил, что тоже готов строить мост на материк. Всего-то – за 400 млрд. рублей!
Но речь о другом. Саммит АТЭС – событие важное, поэтому организацию приёма поручили Управлению делами президента (УДП). Денег выдали – соответственно статусу. Вскоре всплыл такой факт: из выделенных правительством 840 млн. «представительских» рублей немалую часть УДП потратило на покупку таких невероятно важных для экономики Приморского края агрегатов, как 120 автомобилей БМВ моделей 523i и 750iLx. Это – для развоза гостей. По части их питания расстарались ещё круче. Буквально все продукты для меню недельного саммита во Владивосток привезут из Москвы. Даже рыбу! Даже воду в бутылках! Также прихватят своих поваров и официантов. Спрашивается: насколько надо не доверять региону и бояться его, чтобы через всю страну везти с собой «проверенную воду»? Прямо – как на Марс.
Магаданская широта
Теперь о главном. Прежде чем рассуждать на тему развития такого гигантского округа, главное понять, Дальний Восток – очень разный. В этом федеральном округе – 9 регионов и 10 городов с населением более 100 тыс. человек. И ни один не похож на другой!
Скажем, экономика очень богатого рыбой и газом Сахалина вообще не нуждается в помощи. Она идёт вверх, как ракета. По уровню производства на душу населения область – третья в РФ после Тюмени и Москвы. По иностранным инвестициям – вторая. Федеральные деньги здесь ни при чём (хотя средняя зарплата чиновника в Сахалинской обл. перевалила за 122 тыс. руб. в месяц!). Рука Москвы помогла острову в основном тем, что не мешала развиваться. От Южно-Сахалинска до столицы России – 10,4 тыс. км (четверть окружности Земли). Но дело не в расстояниях. До административного центра Дальневосточного округа – Хабаровска – 595 км, до Владивостока – 950 км. А до японских портов от Сахалина – 60–200 км. При этом, что характерно, половину инвестиций этому наиболее населённому (493 тыс. человек) российскому острову обеспечивает Голландия, до которой – 12 тыс. км. А доля Японии ничтожна.
Понятно, вектор развития экономики этого края – совсем не такой, как, например, у Хабаровска. У него нет выхода к морю, зато 30 км – до китайской границы, рядом – великая река Амур, а за чертой города – богатейшие лесные угодья. Поэтому малазийцы (!) в 2010 г. открыли под Хабаровском крупнейший в азиатской части РФ деревоперерабатывающий комбинат «Римбунан Хиджау». Кстати, собственники крупнейшего на Дальнем Востоке «Хабаровского нефтеперерабатывающего завода» тоже уходят корнями в Швецию, Швейцарию и офшор на Бермудских островах.
В 400 км на север от Хабаровска – Комсомольск-на-Амуре. Тоже – Дальний Восток! Туда иностранцев до сих пор пускают со скрипом. Амур давно загажен плывущими из-за границы выбросами китайских химических предприятий, поэтому в крае – ни рыбы ни мяса. Зато Комсомольск-на-Амуре (третий по величине город Дальнего Востока) – крупнейший в РФ анклав предприятий ВПК. Там выпускают половину всей промышленной продукции Хабаровского края. В городе 40 оборонных заводов, включая КнААПО
(выпускает истребители Су) и Амурский судостроительный завод (корветы и атомные подлодки).
Чтобы окончательно убедиться, насколько разнопланов Дальневосточный округ, стоит заглянуть в Магадан, что на 2,2 тыс. км севернее Владивостока. В городе с населением 96 тыс. человек вообще нет железной дороги. До 2008 г., пока не появилась федеральная трасса M56 «Колыма», не было устойчивой связи с Большой землёй. Зато – было чем заняться в ожидании самолёта. Например, складыванием из песчинок золотой горы. Благо в Магадан ежегодно стекаются с приисков 20 т золота и платины, добытые старателями Колымы. Кроме того, в городе крупный торговый порт, который важен для снабжения всего Русского Севера. Но он остановился в развитии без железной дороги. Нужно тянуть ответвление БАМа длиной 1 тыс. км с юга – от Якутска. Только дороги пока нет даже в Якутске (с населением 268 тыс. человек), а до столицы Колымы она не идёт и в самых отдалённых планах. Вообще плотность железных дорог на Дальнем Востоке в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России. На Чукотке, в Камчатском крае и Магаданской области их нет вообще. Мало того, при громадных расстояниях протяжённость путей на Дальнем Востоке плюс – в Байкальском регионе лишь 13% от общей длины железных дорог РФ.
Энергетический мост
Если города Дальнего Востока такие разные, что объединяет регион? Как ни парадоксально: именно тот факт, что проблемы (транспорт, убыль населения, дефицит энергии и пр.) – у всех одинаковые. Потому что решить их можно только сообща.
Прежде всего в Дальневосточном округе есть на чём богатеть. Между прочим, у региона огромный промышленный потенциал. В начале 1990-х годов доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте Дальнего Востока превышала 34%. Сейчас – ниже 3%. Что касается менее технологичных источников прибыли. Кроме рыбы, которой, по официальным данным, экспортируют на 3 млрд. долл. в год (с учётом теневого лова – на все 5 млрд. долл.), Дальний Восток невероятно богат другими ресурсами. Там – 100% российских запасов олова, 98% – алмазов, 68% – золота, 60% – ртути, четверть вольфрама. Дефицита сельхозземель тоже не наблюдается, уже сейчас в округе выращивают 80% российского урожая сои. Кстати, в Хабаровском крае 23 января вступил в силу закон, по которому до 10 га земли фермерам раздают бесплатно. Бери – и паши.
Разумеется, не подкачали энергоресурсы. Газовых и нефтяных залежей Якутии и Сахалина хватит не только на весь Дальний Восток, но и на половину Азии. Сахалинский газ уже пошёл вдоль побережья края по трубе Сахалин-Хабаровск-Владивосток. С севера энергокольцо замкнёт труба Якутия-Хабаровск-Владивосток. Раньше дальневосточная энергетика не нюхала газа, хотя топить им – в 1,5–2 раза выгоднее, чем углём и мазутом. Поэтому и стоимость энергии – пока самая высокая в РФ. К счастью, проблема постепенно решается. В частности, готов задуманный ещё при СССР «энергетический мост» между энергосистемами Дальнего Востока и Сибири. Помимо прочего это позволило выпустить на волю так называемые запертые мощности – избыточное производство энергии на станциях, ранее не связанных с соседними регионами. Другой энергетический козырь: в 2011 г. дальневосточные порты отгрузили на экспорт 20,4 млн. т угля (при общем обороте 94 млн. т груза). Все остальные порты РФ поставили за рубеж только 17,7 млн. т угля. К слову, в Дальневосточном бассейне – 28 из 64 российских морских портов.
В конце концов, даже пресловутое «бегство населения» – проблема решаемая. Расчёты экспертов показывают: отток ещё идёт, но с каждым годом всё меньше. С 2008 г. он сократился в 10 раз (по сравнению с 2003–2006 гг.). Более того, в Хабаровском крае прирост населения стал положительным. Преодолим и второй барьер, серьёзный для развития экономики. Пока производительность труда на Дальнем Востоке в четыре раза ниже, чем в Японии, в шесть раз отстаёт от США, в 2,5 раза – от Южной Кореи в пять раз – от Австралии. Потребление нефти на единицу продукции – вдвое выше, чем в среднем по России, электроэнергии – в 1,8 раза. Но разрыв быстро сокращается.
В общем, проблема Дальнего Востока не в том, что он якобы бедный. Наоборот, он невероятно богат. Нужно лишь собраться, напрячься и поднять сокровища.
Демографическая дыра
Тем временем Дальний Восток пережил катастрофический отток населения. Число жителей Камчатского края за последние 20 лет сократилось в 1,5 раза, Магаданской области – в 2,5 раза, Чукотки – втрое.
Всего в 1991 г. на Дальнем Востоке насчитывалось 8,04 млн. человек, в 2011 г. осталось 6,3 миллиона. Минус четверть населения. В Приморском крае – теперь менее 2 млн. жителей, в Хабаровском – 1,34 миллиона. Из общей убыли почти в 2 млн. человек 1 млн. – мигранты, уехавшие в другие регионы.
В результате Дальневосточный округ занимает 36% территории страны (по площади – две Индии или Аргентины, три Мексики, шесть Танзаний, 20 Норвегий или Вьетнамов). Но даёт пристанище только 4,5% населения!
Восточные ворота страны
Владивосток. Город, с которым у многих ассоциируется Дальний Восток как таковой. Это – основные ворота России в Тихий океан. Во Владивосток упирается один из концов Транссибирской магистрали – самой длинной железной дороги в мире. Второй конечный пункт – в Москве. Стало быть, волей судеб Владивосток – не центр перевалки японского автохлама и даже не столько база военного и промыслового флота, а гораздо больше. Это естественный крупнейший транспортный узел на пути из Европы в Азию. Уже сейчас от 60 до 80% грузооборота Дальнего Востока приходится на транзит из Сибири и европейской части России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Одна загвоздка: пока груз по Транссибу идёт в среднем три недели. Например, из США в Европу товары добираются втрое быстрее.