После многолетнего перерыва Россия вновь начинает производить речные суда на подводных крыльях.
Лет 25 назад по российским рекам и озёрам ещё ходили тысячи пассажирских теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета» и «Спутник». Но в начале 90-х годов прошлого века их производство практически прекратилось. Работающие суда потихоньку старели и списывались в утиль. Эксплуатировать их было невыгодно: слишком много «кушали» топлива. Но такие транспортные средства в многоводной стране очень нужны.
И в 2012 г. государство провело конкурс на разработку новых типов судов на подводных крыльях в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской и морской техники». Победителем стал нижегородский ЦКБ им. Крылова, который представил проект «Валдай 45Р». Это быстроходное судно с лёгким углепластиковым корпусом, вмещающее 45 пассажиров. Длина корпуса – 21 м, скорость корабля – 60 км/ч.
Электронный впрыск топлива значительно снизил эксплуатационные расходы.
После испытаний судно передано в серийное производство. Мощность верфей Нижегородского центра скоростного судостроения позволяет сдавать по три корабля в месяц. Так как для внутренних водных линий надо не менее 500 «Валдаев», то верфи будут гарантированно загружены на несколько лет вперёд.