Аргументы Недели → Спорт № 42 (635) от 25.10.18 13+

На олимпийской обочине – 36 лет

, 21:32

Молодёжная сборная России вновь не попала на чемпионат Европы. И вновь лишилась шансов пробиться на олимпийский футбольный турнир. В котором мы за всю постсоветскую эпоху так ни разу и не участвовали.

 

Средневековье после Ренессанса

В Токио-2020 наших футболистов не будет. Как и в Барселоне-1992, в Афинах-2004, в Рио-2016 – ни в одной олимпийской столице за последние тридцать лет. Теперь ближайший шанс – 2024 год, Париж. То есть 36 лет спустя после Игр-1988 в Сеуле. Для отечественного футбола они стали золотыми. И на сегодняшний день последними.

Впрочем, и в Париж ещё надо попасть. Отбором для европейских команд служит молодёжное первенство континента, проходящее за год до Олимпиады. Чтобы попасть на Игры, надо стать полуфиналистом Евро. А для начала – на него отобраться. Вот на этой стадии чаще всего для молодёжной сборной России всё и заканчивается. Из 13 европейских первенств, прошедших за время её существования (они проводятся каждые два года), она участвовала в трёх. На 14-е, которое состоится летом будущего года, опять не попала. Шансы команда Евгения Бушманова имела хорошие, но проигрыш Сербии дома и Австрии на выезде поставил на них крест.

Сборной СССР тоже не всегда удавалось пройти олимпийский отбор. Зато в активе советских футболистов – три бронзы (Мюнхен-1972, Монреаль-1976 и Москва-1980) и два золота: первое было взято в 1956-м, второе – в 1988-м.

– Олимпиада в Сеуле отличалась от большинства предыдущих тем, что это было соревнование профессионалов – почти чемпионат мира, – вспоминает главный тренер золотой сборной Анатолий Бышовец. Выступление его команды пришлось на тот период, когда в турнире могли выступать футболисты любых возраста и статуса за исключением тех, кто участвовал в предыдущем мировом цикле.

В 1988-м у Советского Союза было две сборные – и обе добились выдающихся успехов. Первая под руководством Валерия Лобановского дошла до финала чемпионата Европы, олимпийская, которую тренировал Бышовец, выиграла в Сеуле.

– Это соответствовало тогдашнему состоянию футбола в стране, – говорит заслуженный тренер СССР. – Сложилось счастливое сочетание уровня игроков и тренеров, и возникла ситуация, которую я бы сравнил с Ренессансом. Если же взглянуть на те проблемы, которые возникли позже, то, продолжая аналогию, впору говорить о Средневековье...

 

Расточительность

– После Сеула-1988 мы на олимпиадах не играли. В чём причины?

– Их целый комплекс. Начнём с того, что наша команда была сборной СССР, а не России. В чём разница, пояснять, думаю, не надо.

Да, за обе тогдашние сборные выступали лучшие представители разных школ, существовавших в советском футболе. У Лобановского – в основном футболисты киевского «Динамо», усиленные одноклубниками из Минска и спартаковцами. Олимпийцы Бышовца представляли столичные «Торпедо», «Динамо», «Локомотив» и ЦСКА, литовский «Жальгирис», украинские «Динамо» и «Днепр», бакинский «Нефтчи», алма-атинский «Кайрат», тбилисское «Динамо»…

– Но у нас и в российский период недостатка в молодых талантах никогда не было, – продолжает Бышовец. – И нынешняя команда – не исключение. У себя в клубах большинство её игроков регулярно выступают в основе, в том числе в Лиге чемпионов, Лиге Европы.

– Отчего же столько лет эти молодые таланты ничего не могут добиться?

– Из-за нашей собственной расточительности. Иначе чем объяснить то, что у нас значение молодёжной команды, как правило, недооценивается. И что за все эти годы так и не была выстроена вертикаль сборных с едиными критериями выбора тренеров, подбора игроков, тактики, стиля игры – такая как, например, во Франции или Германии. В РФС даже спортивного директора нет!

 

Нужна система

Упомянутая должность вакантна с января прошлого года, когда её покинул Николай Писарев. Единственный, кстати, за последние 20 лет тренер, которому удалось вывести молодёжку на чемпионат Европы. Где, правда, она проиграла все три матча.

– Команда Писарева в 2013-м – яркий пример той самой расточительности, – считает Бышовец. – Успешно прошла отбор, но на турнир поехала без Дзагоева и Смолова: они понадобились первой сборной (команда Фабио Капелло в отборе на ЧМ-2014 играла с Португалией и уступила – 0:1, при этом Дзагоев на поле так и не вышел, а Смолов появился в концовке. – Прим. «АН»).

Вспоминая то, что случилось в 2006-м с командой Александра Бородюка, Бышовец и вовсе употребил эпитет «мракобесие». В первом стыковом матче за выход на Евро-2007 она обыграла португальцев – 4:1. А на ответный отправилась… без Бородюка: главный тренер первой сборной Гус Хиддинк решил, что в матчах с Израилем и Эстонией без него не обойдётся. На выезде молодёжка уступила (0:3) – и ни Европы, ни пекинской Олимпиады.

– Так что же нужно, чтобы нам через четыре года не пришлось возвращаться к этому разговору?

– Система. Чёткая пирамида из сборных разных возрастов, вершина которой – национальная команда. Именно первая сборная задаёт выбор тактики и подбор игроков, тренер молодёжки строит работу максимально приближенно к её требованиям и находится в постоянном контакте с её тренером. Но при этом к молодёжной команде нельзя относиться по остаточному принципу. Мне ведь в своё время тоже непросто было добиться уважения к интересам олимпийской сборной наравне с национальной. Как вам известно, это принесло плоды.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram