Недавно опубликованное исследование предполагает, что женщина, похороненная в верховьях реки Тигр на юго-востоке Турции около 12 000 лет назад, могла быть шаманкой, которая, как полагают, имела духовную связь с дикими животными, сообщает «Аrkeonews».
По мнению исследователей, захоронение может представлять собой один из самых ранних известных образцов такого рода в анатолийском неолитическом контексте.
Новое археологическое открытие в Чемка Хёюк (что означает «курган у воды») в районе Даргечит провинции Мардин показало, что женщина, возраст которой составляет 12 000 лет, с необычными находками в могилах, дает важные подсказки о духовных и шаманских ритуалах того периода. Эти находки позволяют предположить, что женщина, возможно, была шаманкой.
В могиле женщины, умершей в возрасте около 25-30 лет, были найдены череп тура, крылья куропатки, ноги куницы, останки овец или коз. Женщину хоронили под могильной ямой, а могилу запечатали большим известняковым блоком. Это примечательно как практика, противоречащая погребальным традициям того периода.
Женщина, которая умерла от естественных причин, была похоронена под полом здания из сырцового кирпича в Чемка Хёюк, в то время как еще 14 человек были похоронены под другими близлежащими зданиями. Захоронения произошли во время того, что археологи называют периодом докерамического неолита А (PPNA), переходной фазой человеческого общества между 10 000 и 8 800 годами до нашей эры, как раз перед развитием сельского хозяйства. Во времена PPNA было принято хоронить умерших под полом дома, но было необычно накрывать его известняковым блоком.
Люди в это время все еще были охотниками-собирателями, как и их мезолитические предки, и керамика еще не была изобретена. Тем не менее, похоже, что они уже основали поселения, по крайней мере, в течение части года.
Ситуация после раскопок гробницы удивила археологов еще больше: над телом женщины был помещен череп зубра, челюсть которого была отделена и покоилась у ее ног.
Животные, должно быть, были дикими, потому что женщина была похоронена до того, как сельскохозяйственные животные были одомашнены, считает ведущий автор исследования.
Тот факт, что в доме так много костей зубров, говорит о значении дикого крупного рогатого скота, который уже был основным источником пищи, хотя он не был одомашнен в течение тысяч лет.
Эта гробница дает важную информацию о ритуальной и общественной жизни обществ охотников-собирателей до развития сельского хозяйства.
Отмечается, что термин «шаман» был придуман в 18 веке для описания обычаев коренных народов Сибири, поэтому их роль в период неолита может быть до конца не определена. Однако, когда женскую могилу в Чемка Хёюк сравнивают с аналогичными шаманскими захоронениями, считается, что она является духовным лидером. Отмечается, что термин «шаман» был придуман в 18 веке для описания обычаев коренных народов Сибири, поэтому их роль в период неолита может быть до конца не определена. Однако, когда женскую могилу в Чемка Хёюк сравнивают с аналогичными шаманскими захоронениями, считается, что она является духовным лидером.
Мы видим важность людей, которые могли общаться с невидимыми силами. В этом контексте открытия в Чемка Хёюк дают новое представление о развитии ритуальных верований в ранних обществах.
12 000-летняя женская могила, найденная в Чемка Хёюк, вносит важный вклад в наше понимание шаманских практик и ритуальных верований в период неолита.
Это своеобразное захоронение предполагает, что женщины были активно вовлечены в ритуальные верования, которые, как считают археологи, сыграли значительную роль в развитии ранних обществ.