Успешно завершив первый рейс в Арктику, в Санкт-Петербург вернулась ледостойкая платформа «Северный полюс». Новое судно прекрасно себя показало в сложнейших климатических условиях и полностью оправдало свое назначение, открыв новую эру в истории полярных исследований, сообщает «ААНИИ».
За 20 месяцев работы станции «Северный полюс-41», впервые дрейфовавшей при поддержке ледостойкой платформы, проведено 50 междисциплинарных научных исследований, отработаны варианты судовой и авиаротации экспедиционного состава, получен большой опыт использования платформы в экстремальных ситуациях.
В августе прошлого года полярникам пришлось сменить льдину, на которой экспедиция работала на протяжении нескольких месяцев. Ледовое поле, к которому была пришвартована платформа, начало активно разрушаться. Для продолжения научных работ, судно перешло к более надежной льдине, где был обустроен новый научный лагерь. В классическом варианте организации дрейфующих станций, в подобной ситуации потребовалась бы немедленная эвакуация.
После технического обслуживания и подготовки платформа вновь выйдет в рейс. Экспедиция «Северный полюс-42» отправится в Арктику в сентябре этого года. Спектр научных работ будет существенно расширен, в том числе для обеспечения безопасной и устойчивой навигации на трассе Северного морского пути.
В апреле 2023 года состоялась первая ротация экспедиционного состава. Смена полярников прошла на льду в 200 километрах от Северного полюса. Для доставки ученых использовался аэродром научно-исследовательского стационара «Ледовая база Мыс Баранова» на Северной Земле и ледовый лагерь «Барнео».
В августе 2023 года научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» доставило полярникам продукты и новое оборудование, а также смену судового состава. В этот же период платформа перешвартовалась к новому, более устойчивому к разрушению ледовому полю. В мае 2024 году, пройдя от точки старта в районе Новосибирских островов около 3 000 морских миль, ЛСП «Северный полюс» вышла в открытую воду в районе архипелага Шпицберген и самостоятельно вернулась в Мурманск.
Экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением отечественной программы дрейфующих полярных станций, которую в 2013 году пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Для возобновления программы, на Адмиралтейских верфях было построено, не имеющая аналогов ледостойкая платформа, ставшая для полярников одновременно транспортом, домом, научно-исследовательским центром и даже измерительным прибором – в корпус ЛСП вмонтированы датчики, которые помогут изучить ледовую обстановку.
Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%.