Дать определение смерти с неврологической точки зрения непросто. Это не точный момент перехода от жизни к смерти, а скорее процесс, длящийся несколько минут, который в некоторых случаях может быть обращен вспять.
Исследователи из группы «Динамика эпилептических сетей и возбудимость нейронов» в Парижском институте мозга продемонстрировали в предыдущем исследовании, что после длительного периода кислородного голодания, называемого аноксией, активность мозга претерпевает каскад последовательных изменений, которые теперь можно точно описать, сообщает «scitechdaily».
«Поначалу кажется, что нейронные цепи отключаются... Затем мы наблюдаем всплеск активности мозга, в частности, увеличение гамма- и бета-волн», — объясняет Северин Махон, исследователь в области неврологии. Эти волны обычно связаны с сознательным опытом. В этом контексте они могут быть вовлечены в околосмертные переживания, о которых сообщают люди, пережившие остановку сердца».
После этого активность нейронов постепенно снижается до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной электрической тишины, соответствующее плоской электроэнцефалограмме. Однако это молчание быстро прерывается деполяризацией нейронов, которая принимает форму высокоамплитудной волны, известной как «волна смерти», которая изменяет функцию и структуру мозга. «Это критическое событие, называемое бескислородной деполяризацией, вызывает гибель нейронов по всей коре головного мозга. Как лебединая песня, это истинный маркер перехода к прекращению всякой мозговой активности», — добавляет Антуан Картон-Леклерк, аспирант и первый автор исследования.
До сих пор исследователи не знали, где в коре головного мозга инициируется волна смерти и распространяется ли она равномерно по всем слоям коры.
Ученые все еще не могут понять, в каких областях мозга волна смерти, вероятно, нанесет наибольший ущерб, чтобы сохранить функции мозга настолько, насколько это возможно.
«Это новое исследование продвигает наше понимание нейронных механизмов, лежащих в основе изменений в активности мозга по мере приближения смерти. В настоящее время установлено, что с физиологической точки зрения смерть – это процесс, который не торопится... и что в настоящее время невозможно строго отделить его от жизни. Мы также знаем, что плоская ЭЭГ (электроэнцефалограмма) не обязательно означает окончательное прекращение функций мозга», — заключает профессор Стефан Шарпьер, руководитель исследовательской группы. «Теперь нам нужно установить точные условия, при которых эти функции могут быть восстановлены, и разработать нейропротекторные препараты для поддержки реанимации в случае сердечной и легочной недостаточности».