Глубоководная добыча полезных ископаемых губительна для Мирового океана

, 11:08 , Специальный корреспондент

Глубоководная добыча полезных ископаемых губительна для Мирового океана
Фото: stockvault

Добыча полезных минералов на морском дне становится экологической проблемой. Что в конце концов может стать катастрофичной и для человечества. А разработка морских месторождений находится в начале своего пути и только набирает обороты. 71% поверхности земли – это океаны и моря, значительная часть залежей полезных ископаемые на суше уже выработана, поэтому горнодобывающая промышленность переключает внимание на богатое природными ресурсами морское дно.

Исследовательские работы, направленные на оценку негативного влияния добычи полезных ископаемых на экологию океанов и морей, показали, что уже сейчас надо бить тревогу. В донных осадочных отложениях обнаружены токсичные вещества, используемые при добыче полезных минералов и металлов, которые являются угрозой для морской флоры и фауны. Также токсичные вещества найдены в организмах морских обитателей, в водорослях и кораллах.

Добыча полезных ископаемых на дне морей и океанов будет значительно увеличится в перспективе. Уже сейчас горнодобывающие организации получили право на глубоководные изыскания месторождений на площади 1,3 миллиона кв. км. А потребность промышленности в сырье только нарастает. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать значительное увеличение добычи минералов и металлов на морском дне. Даже при дистанционном зондировании оного обнаружены богатые месторождения, начало разработки которых – это лишь вопрос времени.

Экологи считают, что катастрофу связанную с глубоководной горнодобывающей деятельностью человека предотвратить вряд ли получится, поскольку для крупного бизнеса, чья прибыль зависит от выработки полезных ископаемых ничего святого нет. Экология в этом случае вообще не берётся в расчёт. Есть опасность, что многие виды морских обитателей и растений погибнут. Выживут лишь те, кто сумеет приспособиться к новой реальности и видоизмениться под неё. А мы, в результате, получим другой мир, где будут обитать мутанты.

Кстати, исследователи донных, глубоководных месторождений уже сейчас говорят о несметных богатствах, которые скрывают в себе моря и океаны. Их привлекают места, где наблюдается подводная вулканическая и тектоническая активность. Но, пака нет точного понимая, как отреагирует природа на промышленное воздействие человека в таких точках. Как бы не открыть «ящик Пандоры».

Деятельность человека на суше и её негативные последствия вполне осязаемы. Взять европейскую часть России. Некогда крупные осетровые встречались в водах Москвы реки и Оки и других притоках Волги. Гигантские рыбы водились в Днепре, Доне и Волге. Всего в мире популяции крупных пресноводных рыб сократились на 94%. А популяция речных животных на 88%. В Юго-Восточной Азии эта статистика ещё хуже. Там местами численность мегафауны уменьшилась на 99%. В реке Меконг и её притоках сейчас очень редко встречаются гигантские сомы и карпы.

Учитывая вышесказанное, можно строить очень негативные прогнозы последствий добычи полезных ископаемых на дне мирового океана и морей. Кстати, пример тому уже есть. В 1989 исследователи провели работы по имитации добычи минералов недалеко от перуанского берега на морском дне. Они буквально вспахали его на глубине примерно 4 км, на площади 10,1 кв км. Экосистема этого места не смогла восстановиться и через 25 лет после этого эксперимента. А следы плуга видны на этом участке дна до сих пор.

Особую тревогу вызывает добыча сырья для производства элементов так называемой зелёной энергетики и батарей для электрокаров. Выработка таких полезных ископаемых как медь, кобальт, марганец и литий чревата крайне токсичными загрязнениями мест, где находятся залежи этих металлов. А реализация программы «зелёной» повестки требует значительного увеличения производства так называемых экологически чистых платформ. То есть эта зелёная повестка создаёт новые экологические проблемы и имеет очень опасный токсичный след в производстве и утилизации «чистых» источников энергии и не менее чистых электроавтомобилей.

Ещё раз упомяну, что уже сейчас есть предварительные данные о наличии крупных глубоководных залежей марганца, никеля, кобальта, меди и прочих полезных ископаемых на дне морей и океанов. Кстати, немецкие и норвежские исследователи провели работы, связанные с оценкой влияния донной горной добычи на обитателей морей. Объектами исследований стали медузы, обитающие на глубинах до 600 м рядом с местами донной добычи полезных ископаемых. Эти существа часто встречаются в норвежских фьордах. Учёные обнаружили слизь на телах медуз, которую те выделяют в качестве защитной реакции при попадании на них токсичных осадочных элементов, возникающих при добыче минералов. Также были замечены изменения в организме медуз на клеточном уровне. Ученые считают, что это непосредственная реакция медуз на загрязнения, появившиеся в воде неестественным путём.