Археологи Института археологии РАН в ходе раскопок на территории Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили вислую печать архиепископа Спиридона, управлявшего Новгородской епархией в самом начале татаро-монгольского нашествия на Русь.
Печать выделяется хорошей сохранностью и высоким качеством исполнения, сообщает портал «Научная Россия».
«Это редкая находка, найденная за 10 лет археологических исследований на территории Юрьева монастыря, и пятая из всех известных печатей архиепископа Спиридона.
К северу от Георгиевского собора, в ходе археологических работ было расчищено глубокое подполье древнерусской жилой постройки XIII–XV веков. Это строение находилось на одном и том же месте два – три столетия подряд, неоднократно горело в пожаре, и, хотя печать была найдена выше слоев XIII века, нет сомнений, что она была сдвинута в более высокие слои в ходе естественных процессов перемещения грунта.
На лицевой стороне печати находится надпись в пять строк с именем Спиридона, архиепископа Новгородского, на оборотной – погрудное изображение Богородицы Знамение.
Как пояснили ученые, другие известные печати архиепископа Спиридона по своему качеству сильно проигрывают печати, найденной в Юрьеве монастыре. Возможно, это обусловлено временем изготовления матриц: найденная только что печать могла быть изготовлена еще в последние домонгольские годы, остальные же – в период начала сильного художественного и ремесленного упадка, связанного с военными вторжениями на Русь.
Архиепископ Спиридон – один из современников и сподвижников князя Александра Ярославича (Невского). Он был избран на Новгородскую кафедру из монахов Юрьева монастыря и возглавлял паству в течение двадцати лет. Его имя несколько раз упоминается в Новгородской летописи: описывается его поставление в Киеве в Новгородские архиепископы, сооружение им скудельницы во время смертельного мора 1230 года, а также – в поздней редакции летописи – рассказывается, что он благословил князя Александра на ратные подвиги.
Во время своего архиепископства Спиридон мог участвовать в отпевании и погребении в 1234 году в Георгиевском соборе Юрьева монастыря старшего сына Ярослава Всеволодовича и брата Александра Ярославича – Федора Ярославича, умершего в отроческом возрасте накануне своей свадьбы. Останки князя были найдены и извлечены в процессе археологических работ М.К. Каргера 1930-х годов, но в период Великой Отечественной войны они были утрачены.
Спустя десять лет после кончины Федора Ярославича в Георгиевском соборе Юрьева монастыря была погребена мать Александра Невского, княгиня Феодосия (инокиня Ефросинья). Ее тело положили в саркофаге рядом с сыном – этот саркофаг и сейчас находится в южном нефе собора под деревянным щитом в уровне каменного пола.