Событие, произошедшее в Тунгусской тайге в 1908 году, до сих пор остаётся тайной более чем за семью печатями

Фото: Academy of Sciences of the USSR, 1920, Общественное достояние

Так, что же произошло в тунгусской глуши более столетия назад? Лучшие умы до сих пор не нашли толковое объяснения этому событию, потрясшему мир в те не столь далёкие исторические времена. Сейчас учёные оспаривают во истину беспрецедентное число гипотез, которые, казалось бы, должны объяснить природу мощнейшего взрыва, происшедшего в Тунгусской тайге в 1908 году. Экспедиции, направленные для изучения этого явления, не обнаружили признаков падения метеорита. Но, ни одна из них не совершенна в достаточной степени, чтобы быть воспринятой, как истина в последней инстанции.

Ну, что ж, начнём разбираться в этой нераскрытой тайне с самого начала. Известна дата, когда была зафиксирована мощнейшая вспышка в тайге, расположенной в долине реки Подкаменная Тунгуска и это - 17 (30) июня 1908 года. О том, немало зафиксировано в официальных документах - свидетельских показаний. Однако природа данного явления до сих пор остаётся не ясна.

До октябрьского государственного переворота 1917 года этим явлением особо никто не интересовался. Пришедшие к власти большевики также по началу относились к данному явлению индифферентно. Однако, в 30-е годы уже несколько окрепшая под руководством Сталина Советская власть почему-то проявила интерес к событию более чем 20-летней давности и направила в Тунгусскую тайгу экспедицию, возглавленную признанным к тому времени экспертом в области метеорики Леонидом Куликом. По каким-то причинам это мероприятие не дало ожидаемого результата. Обследования были не скрупулёзными. Остатки метеорита не были найдены, зона поражения взрывом осталась неосмотренной. В целом экспедиция удовлетворилась проведением аэрофотосъёмки и поверхностными изысканиями в предполагаемом центре взрыва. Уже после Великой Отечественной войны в 1953 году новая экспедиция, возглавленная известным к тому времени геохимиком Константином Флоренским, добыла куда большие результаты. Возможно, этому поспособствовало её хорошее оснащение. В результате проведённых изысканий была отобрана почва в районе предполагаемого взрыва тунгусского метеорита.

Четыре года спустя другой эксперт по метеоритам Александр Явнель нашёл в отобранных экспедициями Кулика и Флоренского образцах грунта микроскопические частицы физического тела, предположительно неземного происхождения. Речь идёт, о так называемых, метеоритных (магнетирующих) шариках, размерами в доли миллиметра. Они вроде бы как, были похожи на то, что осталось от Сихотэ-Алинского метеорита. Нечто подобное находили и другие (иностранные) специалисты в различных частях света. Было сделано предположение, что тунгусский метеорит состоял из железа и имел огромный размер. Увлечение этим явлением в СССР нарастало. В 1958 году была организована ещё одна экспедиция, возглавленная небезызвестным читателю Флоренским. И собранные ею пробы грунта показали, что в них ничего похожего на остатки метеорита – нет. Выявили, что площадь разрушений от неизвестного явления составила не 1500 квадратных км, а 2100 кв. км. Была отмечена строго определённая радиальная ориентация повала деревьев, проведены изыскания на определения зоны «лучистого ожога» и лесных пожаров. В пробах грунта никаких признаков метеорита также обнаружено не было. Кстати, учёные обратили внимание на тот факт, что деревья, которые остались в сохранности, после случившегося - значительно ускорили свой рост. При осмотре предполагаемого эпицентра взрыва (южного болота), исследователи не нашли признаков падения метеорита. Учёные пришли к выводу, что взрыв произошёл на некоторой высоте в воздухе. Затем последовала экспедиция, организованная в частном порядке студентам двух томских ВУЗов. Эти исследователи решили выяснить, а не страдал ли кто-нибудь из местного населения от лучевой болезни или её последствий. Ничего обнаружено не было. Примерно в то же время и немного позже в Эвенкии работали ещё три экспедиции. Разрабатывалась версия о том, что в тунгусской тайге в 1908 году произошёл воздушный ядерный взрыв. Однако она не выдерживала не одной критики и трещала по швам.

Затем в период с 1965-го по 1974 год в Эвенкию выехало ещё 35 групп, которые в основном работали с местным населением, опрашивали очевидцев или тех, кто хоть чего-то слышал о взрыве в тунгусской тайге. Проводились также химический и физический анализы почв. Тайгу буквально обследовали метр за метром. Но, смогли лишь обнаружить в значительном отдалении от предполагаемого эпицентра взрыва в поверхностном почвенном слое иттербий и свинец, в высокой концентрации.

Позже приняли во внимание, что место взрыва в тунгусской тайге является узлом тектонических разломов, там же существует так называемая Хушминская вулканическая группа в среде которой находится Куликовский палеовулкан, расположенный практически в эпицентре тунгусского феномена. Приливные силы луны и других небесных тел на него могут оказывать влияние, в результате возникает эффект дегазации, причём мог произойти мощный выброс водорода и метана на поверхность. Смесь водорода с кислородом (который находится в воздухе, примерно 20,9%) в определенной пропорции, образует гремучую смесь. А её могла поджечь сухая гроза. При взрыве гремучего газа мог возникнуть мощный электромагнитный импульс. Но, это лишь одна из версий. Всего было выдвинуто несколько десятков гипотез, пытавшихся объяснить природу вышеописанного события.

Учитывая специфику работы научного сообщества в СССР констатируем, что Тунгусская эпопея не могла остаться незамеченной компетентными органами, которым было свойственно везде и во всём искать врагов народа. В архиве члена политбюро КПСС Суслова были обнаружены бумаги, свидетельствующие о, как минимум, 55 доносах на участников тунгусских экспедиций. Больше всех пришлось терпеть от доносчиков Кулику. Кстати, в новосибирском городском Архиве есть документы о том свидетельствующие.