«Вечные химикаты» остаются в воздухе и воде постоянно, но ученые нашли новый способ их уничтожения

Фото: соцсети

PFAS, класс синтетических химических веществ, используемых в производстве потребительских товаров, может постоянно задерживаться в воздухе, воде и почве, поэтому их часто называют «вечными химическими веществами», сообщает «nbcnew».

Новое исследование показало, что ПФОС — типа PFAS использовался в одежде и упаковке пищевых продуктов, устойчивыми к пятнам, жиру и воде вреден для человека и был связан с повышенным риском развития рака печени. Его сестринское химическое вещество, PFOA, было связано с повышенным риском развития рака почки.

Поэтому ученые годами пытались найти способы расщепить PFAS, аббревиатуру для пер- и полифторалкильных веществ.

Исследователи из Северо-Западного университета опубликовали исследование, показывающее, что PFAS может быть уничтожен с использованием двух относительно безвредных химических веществ: гидроксида натрия или щелока, химического вещества, используемого для изготовления мыла, и диметилсульфоксида, химического вещества, одобренного в качестве лекарства от болевого синдрома мочевого пузыря.

Ранее единственным оперативным способом разрушения PFAS было подвергать частицы воздействию чрезвычайно высоких температур — иногда выше 1 000 градусов по Цельсию — в мусоросжигательном заводе. Но этот энергоемкий процесс все еще может выделять вредные химические вещества в окружающую среду.

Ученые добавили молекулы PFAS в раствор щелока и диметилсульфоксида и подвергли их воздействию температуры чуть выше обычного кипячения до 120 градусов. При этом химические вещества разлагались на фторид-ионы и другие безвредные побочные продукты.

PFAS были изобретены в 1930-х годах и использовались в антипригарных и водонепроницаемых покрытиях для потребительских товаров, начиная с 1940-х и 50-х годов. С тех пор химические вещества были обнаружены во всех видах предметов домашнего обихода, включая ковры, посуду и средства личной гигиены.

Рабочая группа по окружающей среде и группа, сосредоточенная на токсичных химических веществах, отслеживая загрязняющие вещества в питьевой воде. Они подсчитали, что только в июне около 2000 общин США имели уровни PFAS в своей питьевой воде, которые были выше новых пределов безопасности требований EPA.

Если новый подход будет применяться к очистке воды в широких масштабах, вода, вероятно, должна будет поступать из очистного сооружения в отдаленное место. Там PFAS можно было экстрагировать, а затем подвергать воздействию необходимой смеси щелока и диметилсульфоксида.