Центральный музей ВВС в Монино – это уникальная коллекция летательных аппаратов, которая насчитывает 194 образца. Собирали её по крупицам с 1958 года. Тысячи уникальных экспонатов. И вот пошла волна возмущения – музей директивно переносят в Кубинку, в парк «Патриот».
У кого поднимется рука?
Кому-то из начальников пришло в голову, что авиационный музей в Монино стал похож на кладбище самолётов. Решил убедиться в этом сам. Пришлось ехать, да ещё не в самый подходящий день – мокрый снег, пронизывающий ветер, пятница, пробки. И страх, что впереди на самом деле ждёт кладбище. Оказалось – нет. Симпатичное новое здание администрации, внутри кассы с разговорчивыми дамами. Дальше опять дамы, но уже смотрители. И все в печали – после прихода Шойгу Минобороны директивно грозит разрушить всё то, что по крупицам собирали с 1948 года.
А экспозиция-то потрясает! В первую очередь, конечно, летательные аппараты «сверхтяжёлого класса». На открытой стоянке (почему она открытая, ещё вернёмся) встречает вертолёт-рекордсмен В-12 (или Ми-12). 6 августа 1969 г. четырёхдвигательный гигант поднял груз 44 с четвертью тонны на высоту 2255 метров. Этот мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов не побит до сих пор. В 1971 г. этот вертолёт продольной схемы (винты с двигателями разнесены по сторонам от фюзеляжа) произвёл фурор на авиасалоне в Ле Бурже. Военные планировали использовать его для доставки стратегических ракет к подземным пусковым шахтам, замаскированным в лесах. Но потом ракеты стали легче, появились мобильные комплексы, настало время взаимного с НАТО контроля ядерных сил из космоса и с воздуха (программа «Открытое небо»). И вертолёт, как один из кирпичиков обороноспособности страны, оказался не нужен. Но смотрю и фантазирую: «А если бы вместо двигателей Д‑25-ВФ по 6497 л.с. на нём были установлены двигатели более позднего тяжёлого (а по западной классификации сверхтяжёлого) вертолёта Ми-26? Каждый из его двух движков Д-136 практически вдвое мощнее двигателей, установленных на В-12. Супертяж получился бы знатный!» Этот экземпляр В-12 второй и последний. Первый находится на хранении в подмосковном Томилине на территории Московского вертолётного завода им. М.Л. Миля. К слову, редчайший случай в нашей истории авиастроения, когда удалось сохранить все экземпляры уникальной машины – прототипа. Как правило, железных птиц ждал бесславный конец – утилизация.
Ла-7 главного аса отечественных ВВС Ивана Кожедуба
Справа от входа – Ту-4. Этот красивый самолёт построен в 1952 году и в 1958-м приземлился в Монино, впоследствии передан музею. Первый советский стратегический бомбардировщик. Ту-4 – стопроцентная копия американской «Суперкрепости» В‑29. Благодаря ему наша послевоенная промышленность освоила массу западных авиационных технологий, которые были тогда очень кстати для рывка в реактивное будущее. «Всего» два года адского труда 900 предприятий и НИИ, и Сталин получил средство доставки ядерных бомб. Бомбардировщик честно отслужил своё, его сменил непревзойдённый стратег Ту-95.
Ещё один экспонат 1972 года изумляет своими техническими характеристиками. Прототип убийцы авианосцев ударный Т-4 в серии должен был нести название Су-100. Сверхзвуковой, смешанной титаново-стальной конструкции, был способен летать феноменально быстро, достигая на максимуме 3200 км/ч. Сегодня такие скорости неподвластны даже самолётам 5-го поколения, в том числе американскому F-22 «Раптор» и нашему Т-50 ПАК ФА. Создатели Т-4 получили свидетельства на 600 внедрённых в конструкцию изобретений, поэтому такой самолёт требует отдельной статьи. Скажу только, что он так и остался в единственном экземпляре по одной причине – проиграл в конкурентной борьбе за завод-изготовитель ОКБ А.Н. Туполева.
Титановый ракетоносец – Т-4 «Сотка»
Это всего три экспоната. А их на самом деле сотни! И если маленькие самолёты и вертолёты ещё можно представить себе на спецплатформах по пути в парк «Патриот», то крупная авиатехника, такая как В-12, Ту-4, Т‑4, Ту‑144, Ту-95, М-50, М-3М, Ту‑114 и другие машины тяжёлого класса, не «пролезут ни в какие ворота». Длина некоторых машин под сотню метров, размах крыльев соответствующий, вес идёт на многие десятки тонн. А чтобы их разобрать и качественно собрать на новом месте, потребуются годы, возможно, десятки лет, бешеные деньги и труд сотен специалистов, которых нет в помине. Единственный вариант перевода их в «Патриот» – уничтожение. Грубо говоря, разрезать самолёты и вертолёты «болгарками», перевезти и там на скорую руку слепить муляжи – после такой варварской операции они перестанут быть летательными аппаратами и «памятниками науки и техники». Между тем 78 экспонатов музея имеют именно такой статус. Не лучше ли создать на территории музея и вокруг него современную туристическую инфраструктуру, построить навес над открытой экспозицией? Тем более что для этого всё есть, говорят, даже железо для этих целей давно завезли. У нас огромная страна, и на одном парке «Патриот» свет клином не сошёлся.
Терминаторы прячут лица
Сравните – во время Второй мировой войны в воздушной «Битве за Британию» немцы безвозвратно потеряли 1733 самолёта, а на Восточном фронте в небе и на земле немцы утратили 57 тысяч самолётов! Поэтому в зал-ангар «Истребительная и штурмовая авиация периода Великой Отечественной войны» заходишь с особым почтением. Там выставлены машины, на которых ломали хребет Люфтваффе. Чего стоит только Ла-7 трижды героя СССР Ивана Никитовича Кожедуба, на котором он одержал свои последние 17 побед в Великой Отечественной войне! Этот самолёт что, тоже на разборку? Или попилить рекордный АНТ-25 Михаила Громова из ангара «Уникальные летательные аппараты», на котором он в 1937 году перелетел Северный полюс и установил рекорд дальности – 11 с половиной тысяч километров?
Стратегический вертолёт В-12 (Ми-12)
Парк «Патриот», возможно, – любимое детище министра обороны Сергея Шойгу. И желание его наполнить историей абсолютно справедливо. Но стоит напомнить – самолёты не танки, которые можно без ущерба для экспонатов перебросить из музея бронетанкового вооружения даже на край света. В прошлом году так и предполагалось сделать – в редакции есть копия письма министру обороны РФ статс-секретаря и замминистра Николая Панкова, где особо подчёркнуто, что монинский Центральный музей ВВС является исключением. То есть его экспозицию надо оставить в покое. Но вдруг товарищи генералы всё переиграли, подчинённые взяли под козырек, и появилась секретная директива перенести экспозицию из Монино в Кубинку уже к 1 июля 2016 года. Смею предположить, что ответственные лица в Минобороны осознают губительность выполнения таких приказов (что поделать, единоначалие), а доложить министру страшно. В обществе уже поднялась волна протестов, не молчат ветераны авиации и космоса, а официальные лица министерства словно воды в рот набрали. Даже когда были две недели назад в музее, под телекамеры поставили отставных генералов, а сами к прессе не вышли. Почему-то молчит и начальник Управления культуры Министерства обороны Российской Федерации Антон Губанков. Это его епархия.
Глава городского поселения Монино Иван Найдёнов считает, что без музея ВВС городок умрёт, превратится в деревню:
– Смотрите, Монино – это родитель. Дочь, Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина, – похитили, отправили в Воронеж. Теперь хотят похитить сына – музей.
«Патриот» наполнить авиационной составляющей очень просто – достаточно пошарить по армейским и гражданским аэродромам и собрать из выработавших ресурс самолётов и вертолётов отличную экспозицию. Многие машины смогут перелететь в Кубинку «своим ходом» – таким же образом формировалась экспозиция в Монино. И пусть ветераны ВВС с большими звёздами на погонах говорят, что в Минобороны отложили окончательное решение о переносе музея, но приказ есть приказ. Потому и прячутся от прямых вопросов генералы и функционеры ведомства. Ушли в глухую оборону. Народ надо успокоить, а врать, что «всё будет хорошо» под телекамеры и диктофоны журналистов на всю страну, – противно им самим.
Давайте вспомним, какая была реакция мирового сообщества на уничтожение и разорение древних храмов Пальмиры боевиками ДАИШ (организацией, запрещённой в РФ) в Сирии или гигантской статуи Будды талибами в Афганистане? Гнев, возмущение, боль невозвратных потерь. Музей ВВС в подмосковном Монино – тоже знаковое, сакральное место. Это память и наставление молодым об ушедшей фантастической техногенной цивилизации. Которой было по силам удавить фашистскую Германию и достичь военного паритета с Соединёнными Штатами и блоком НАТО.