Социальная сфера в нашей стране не соответствует целевым показателям, заложенным в Майских указах президента, она становится фактором сдерживания развития страны. Бесконечные реформы систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения наводят на мысль о том, что в социальной политике правительство делает много ошибок.
Согласно опросу ВЦИОМ от 22 июля, половина россиян назвали в качестве приоритетной проблемы здравоохранения «необходимость повышения качества медицинских услуг» и «недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей». 40% сталкивались с врачебными ошибками. В ходе другого крупного исследования Финансовой Академии при Правительстве, в котором приняло участие почти 21 тыс. человек (беспрецедентный масштаб для подобного рода исследований), 30% сообщили, что они сами или их близкие имели в своей жизни повод подать судебный иск на врача или медицинское учреждение за халатность, ошибки и иные упущения.
Метод борьбы с этими недостатками Минздрав, похоже, знает только один – сокращения. Причём сокращают, как всегда, бессистемно, с соответствующими «перегибами на местах».
Досокращались до того, что приёма к участковому терапевту люди ждут по несколько дней. К концу 2014 года в региональных больницах и поликлиниках России ликвидировано 33 757 коек.
Результат подобной политики предсказуем – рост показателей смертности в стационарах, что и зафиксировал Росстат в 2014 году. По данным опроса, о котором говорилось выше, 65% россиян жалуются на нехватку медицинских учреждений.
Общая смертность в стране также выросла: за первые четыре месяца 2015 года она увеличилась на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот тревожный симптом проявил себя почти в половине российских регионов – в 37 из 85 субъектов Федерации зафиксирован рост смертности. В том числе в таких, казалось бы, благополучных регионах, как Курская, Липецкая, Орловская, Свердловская области и Еврейская автономная область.
Либералы и отдельные чиновники из социального блока называют этот рост «необъяснимым» и просят не делать скоропалительных выводов. Пока действительно сложно понять, чем обусловлены эти данные, но они заставляют задуматься.
Сокращения затронули не только поликлиники и больницы, но также школы и вузы. Конечно, от многочисленных коммерческих вузов, давно превратившихся в конвейеры по выдаче дипломов, давно нужно было избавиться. Но сокращаются не только они, но и бюджетные места в государственных вузах, школы, в особенности сельские.
Результаты провалов в сфере образования становятся заметны не так быстро, как в здравоохранении, но и здесь «тревожный звоночек» прозвенел уже несколько раз. На Международной математической олимпиаде в 2015 году россияне не получили ни одной золотой медали. Наших школьников обошли их сверстники из Перу, Ирана, Северной Кореи. А раньше наша команда всегда была в числе сильнейших. По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, Россия заняла 34-е место из 65, оказавшись в категории «ниже средних». Это неудивительно, учитывая политику социального блока правительства, согласившегося с предстоящим сокращением расходов на образование с 5,4% до 3,9% ВВП в течение 2016–2018 годов.
Не лучше дела обстоят и с многострадальной пенсионной реформой. Уже понятно, что с такой социальной политикой всплеска рождаемости не будет, а значит, население России будет медленно стареть. Страховкой на этот случай должна быть накопительная система, но Минтруд давно пытается влезть в эту копилку, чтобы покрыть этими деньгами хронический дефицит Пенсионного фонда России.
Постоянная нехватка средств в Пенсионном фонде вызывает у специалистов недоумение, потому что денег там достаточно. Проблема же состоит в том, как эти миллиардные суммы расходуются.
Согласно результатам исследования ВЦИОМ, проведённого 28–30 июля, хорошо разбираются в пенсионной системе только 8% россиян. Менее одной пятой опрошенных смогли ответить на базовые вопросы, касающиеся пенсионной системы: сколько процентов заработной платы работодатели отчисляют на формирование накопительной пенсии и когда заканчивается период, в который граждане могут успеть оформить накопительную пенсию. В то же время ПФР потратил на информирование населения о пенсионной реформе более полутора миллиардов рублей. И без какого бы то ни было статистически ощутимого результата!
По данным Счётной палаты, Пенсионный фонд России потратил 14 миллиардов рублей на объекты недвижимости в 2013–2015 годах.
Эксперты ОНФ в рамках проекта «За честные закупки» обнаружили, что за три года ПФР потратил 8,4 миллиарда рублей на строительство и ремонт зданий региональных отделений. При этом на украшение фасадов зданий и внутреннее убранство денег не жалели: в ОНФ полагают, что на подобные сооружения можно было потратить на два с половиной миллиарда меньше.
Напомним, что вопрос о тратах ПФР находится на контроле у президента России. Ещё в марте он подписал перечень поручений по итогам проверки эффективности расходования Пенсионным фондом РФ средств на приобретение, строительство и ремонт административных зданий в 2012–2014 годах, в которых предлагалось регламентировать цены контрактов, установить нормы по административным площадям для ПФР. Стандарты должны быть разработаны заинтересованными ведомствами к ноябрю-декабрю этого года.
Членам правительства, ответственным за социальный блок, следует подумать об эффективности использования имеющихся ресурсов. Вместо этого мы видим беспорядочные сокращения и рост необоснованных административных расходов управленческих структур, например, таких как ПФР.