10 февраля в Москве в Центральном Доме журналистов в присутствии представителей медиасообществ разных стран, видных представителей общественности города, союзов армян России состоялась презентация русского издания книги известного французского историка профессора Университета Сен-Дени (Париж) Раймона Кеворкяна «Геноцид Армян. Полная история».
«Аргументы недели» публикуют беседу нашего корреспондента с попечителем издания, заслуженным строителем России Варткезом АРЦРУНИ.
- Варткез Багратович, задавать традиционный вопрос, почему вы поддержали издание книги, я думаю, нет смысла, поскольку она посвящена чудовищной трагедии – геноциду армян в Османской империи, и вы как армянин, безусловно, разделяете непреходящую боль вашего народа, в результате резни разбросанного по всему миру. Однако чем актуальна новая публикация?
– Я думаю, что говорить об актуальности в её обычном понимании как значительности чего-либо для настоящего момента не столь важно в контексте истории, которую надо знать, которую нельзя забывать. Только тогда мы можем быть уверены, что однажды совершённые ошибки не повторятся. Поэтому публикация исторической правды всегда своевременна.
Издание книги приурочено к 100-летию первой в современной истории чудовищной трагедии, она рассказывает о преступлении против армянского народа, однако это злодеяние надо рассматривать как преступление против всего человечества. Уверен, если бы мир так быстро не забыл хотя бы фотографии резни армянского населения в Османской империи непосредственно после трагедии, публикуемые многими европейскими изданиями, возможно, нам удалось бы избежать геноцида, развязанного против русских, белорусов, украинцев, евреев гитлеровским фашизмом.
– Вы хотите сказать, что геноцид армян забыли? Ведь многие страны мира, включая Россию, признали и осудили спровоцированное Османской империей преступление.
– Я не говорю об официальном признании. Многие государства признали, некоторые защищают свою непричастность ни к чему, другим признанию геноцида порой мешают собственные история и политика. Уж слишком кощунственным будет выглядеть осуждение геноцида исторической давности правительством страны, и сегодня направляющим свои войска на уничтожение мирных жителей планеты. Когда я говорю о памяти, я имею в виду не официальные заявления, а память каждого отдельного жителя земли. Не скрою, оказывая содействие изданию этой книги, я думал прежде всего о своих внуках. Не зная подробностей и последствий попытки уничтожения целого народа, они никогда не поймут до конца истоки и причины возникновения подобных преступлений. Я же надеюсь, что независимо от их будущей профессии они посвятят свою жизнь борьбе за справедливость.
– В армянском вопросе?
– Пока геноцид в Османской империи остаётся армянским вопросом – кстати, от него пострадали и другие народы, в том числе и греки, – говорить о справедливости просто неуместно. Для меня неприемлемо видеть в Холокосте трагедию лишь еврейского народа. Любое убийство мирного населения – это преступление против всего человечества. Я испытываю одинаковую боль за каждого погибшего в Освенциме или на исторической территории Армении, в Сирии или на Украине. Бить из тяжёлых орудий по школам и больницам – вот к чему приводит забвение и однажды неосуждённое преступление.
– Вы упомянули Украину: что же происходит с нами, некогда жившими под одной крышей с братскими народами?
– Я думаю, мы увлеклись официализмом. На территории бывшего Союза образовалось иночество независимых государств, правительства которых начали заключать договоры, провозглашать декларации о содружестве, о сотрудничестве, но, по-моему, запамятовали интересы простых людей. Многомиллионное русское население Украины – это же не новые переселенцы, это люди, живущие на своих исторических землях. О них забыли, и они вынуждены сегодня сами защищать свои права. К сожалению, сегодня речь идёт об основном человеческом праве – праве на жизнь.
Существует миф о национальной политике бывшего СССР по планированному заселению русскими прибалтийских республик. Однако любой хоть однажды посетивший этот регион, несомненно, обращал внимание на величественные русские православные храмы, красующиеся в столицах этих государств. Церкви-то уж точно не были построены в советское время. Вот почему так необходимо знать историю.
Задумываясь о дружбе народов, невольно размышляешь о взаимоотношениях не государственных структур, а обыкновенных людей, наверное, таких, как я сам. После страшного землетрясения в Армении в 1988 году в составе русской делегации я был направлен туда для организации восстановительных работ. В Спитаке, Гюмри работали строители, съехавшиеся со всего мира. И мы все чувствовали себя коллегами, друзьями, объединёнными общим делом. Никто не задумывался о национальном вопросе. Это, мне кажется, и есть настоящая интернациональная дружба.
– Однако в том же городе месяц назад мы стали свидетелями антироссийских митингов, спровоцированных чудовищным убийством русским солдатом целой семьи.
– Преступление было настолько ошеломляющим своей не прикрытой ничем жестокостью, что оправдания ему не найдёт ни один здравомыслящий человек. Другой вопрос: почему это злодеяние начало рассматриваться в контексте взаимоотношений России и Армении? Думаю, всё те же просчёты. Находящаяся здесь более ста лет русская воинская часть вдруг стала военной базой иностранного государства. А ведь в полку Александрополя, так раньше назывался город Гюмри, всегда служили не только русские, но и армяне, в том числе прославившиеся своей храбростью офицеры, удостоенные высочайших наград и дворянских титулов Российской империи. Аналогичные исторические факты связывают Россию и с Нагорным Карабахом.
Историческая правда кому-то не выгодна, а разбросанные по всей Армении неработающие предприятия, принадлежащие российскому капиталу, создают фон общего недоверия. То, что произошло в Гюмри, мне трудно понять и как армянину, и как гражданину России, ведь именно в России, спасаясь от геноцида, нашли убежище мои предки, принадлежавшие к древнейшему армянскому роду. В самом начале ХХ века они, бежав из Западной Армении, обосновались в Москве.
– Всё же должен быть выход?
– Я, как строитель, отвечу вам на своём профессиональном языке. Не надо разрушать исторически сложившиеся фундаменты, на их основе надо возводить новые прочные строения, строения доверия, и это прежде всего совместные предприятия – как промышленные, так и интеллектуальные. Не так давно научно-исследовательские институты Армении разрабатывали проекты и технологии, необходимые российской экономике. Начался развал, многие сотрудники перебрались в Россию. Я уверен в том, что развитие совместных предприятий способно вернуть рабочую и интеллектуальную силу Армении, и в том, что России нужны сильные партнёры. Геополитическое расположение Армении позволяет рассматривать её как связующее звено между Востоком и Западом. Армения играет важную роль в русско-иранском сотрудничестве. И наконец, здесь кончаются или, точнее, начинаются христианский мир и ценностные ориентации европейской культуры.
Возвращаясь же к теме геноцида, эта трагедия является и частью российской истории. За земли, отошедшие к Турции после чудовищной резни 1915 года, как и за Крым, было пролито немало русской крови.
– Варткез Багратович, кому адресовано русское издание книги о геноциде армян в Османской империи? Кто её потенциальный читатель?
– Книга известного французского историка Раймона Кеворкяна – это исторический документ. И как я уже сказал, историческая память важна для каждого здравомыслящего человека. Потенциальный читатель – это русскоязычный гражданин не важно какой страны, небезразличный в выборе своей нравственной позиции.
Конечно же, книга в первую очередь будет доступна московскому читателю, однако не исключаю возможности её презентации в других городах России и за рубежом – там, где сохраняется высокий процент русскоязычного населения.
Россия в 1995 году стала одной из первых стран на мировой арене, признавших и осудивших геноцид 1915 года. Книга Раймона Кеворкяна – убедительный документ о предпосылках и исполнении первого массового убийства, книга-реквием, книга-напоминание. Геноцид не однократное действие, а продолжающийся процесс. Отрицание геноцида является последней стадией этого процесса и, возможно, самым ужасным преступлением, порождающим мысль о неизбежности забвения. Продолжающаяся 100 лет политика отрицания исторических фактов или рассмотрение их в ракурсе современных политических интересов, приводимых Турцией и рядом иных стран, – это попытка оправдания новых, совершаемых на наших глазах, преступлений, мотивированных радикализмом и религиозным экстремизмом, расизмом и ксенофобией.