Культура забайкальских старообрядцев – семейских – занесена ЮНЕСКО в Список шедевров всемирного нематериального наследия человечества. Чем же заслужили такую честь не склонные жить напоказ приверженцы старой веры?
Целый год шли пешком
В Бурятии, к югу от Улан-Удэ, расположено село Тарбагатай. Это зажиточное поселение и экономическое чудо образца XVIII века описал в своей поэме «Дедушка» Николай Некрасов:
«Горсточку русских сослали
В страшную глушь за раскол,
Землю да волю им дали;
Год незаметно прошёл –
Едут туда комиссары,
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары,
В кузнице молот стучит…
Вновь через год побывали,
Новое чудо нашли –
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли».
После церковного раскола предки забайкальских старообрядцев бежали от гонений в Польшу. Спустя сто лет Екатерина II присоединила эти территории к Российской империи.
– В то время Екатерина активно заселяла Сибирь. Чтобы кормить людей, которые разрабатывали рудники, нужны были умелые земледельцы. Эту миссию решили возложить на старообрядцев. Сюда на поселение моих предков отправили в добровольно-принудительном порядке, – улыбается житель Тарбагатая, хормейстер народного этнографического ансамбля «Судьбинушка» Сергей Чебунин. – Из Польши шли ровно год. Пешком, под охраной казаков. Держались все вместе, большими кланами – семьями, поэтому их прозвали семейскими. На новом месте поселенцам позволили жить так, как им самим хотелось. Выдали «подъёмные», шесть лет не облагали налогами. В результате спустя совсем короткий промежуток времени Иркутская губерния, к которой принадлежал наш регион, стала одной из самых богатых в России.
Не обошли стороной старообрядцев и потрясения века двадцатого. Зажиточные семейские, естественно, были «записаны» новой властью в «кулаки». В 20–30-е годы редкая семья избежала раскулачивания, репрессий и даже расстрелов. Тем не менее забайкальские старообрядцы так и не ассимилировались полностью: слишком расходился их, пронесённый сквозь века, уклад жизни с советской действительностью.
Вера и песни
И по сей день семейские, компактно проживающие на территории Республики Бурятия (Тарбагатайский, Бичурский, Мухоршибирский, Заграевский районы, села Ново-Десятницкое, Ягодное, Хасурта, Леоновка и Вознесеновка), придерживаются старой веры. Практически в каждом селе есть старообрядческая церковь, в каждом доме – иконы. В сундуках у старожилок хранятся наряды, которым более трёхсот лет. По праздникам красавицы надевают фамильные, вывезенные ещё из Польши, янтари… Дома в сёлах до сих пор «ставят» согласно старинным канонам: археологи и архитекторы свидетельствуют, что современные избы семейских полностью соответствуют правилам зодчества, принятым на Руси в дониконовские времена. Как же сравнительно небольшой – всего-то около 200 тысяч человек – группе населения удалось сохранить самобытность?
– Помогла песня, – уверен Сергей Чебунин, – в каждом селе пели. А в 30-е годы в селе Большой Куналей создали хор, который ездил в Москву на дни Бурятии, выступал в Большом театре и в Доме Советов. В том числе перед Сталиным. Фирма «Мелодия» выпустила несколько пластинок. И именно на основе этого хора поддерживались певческие традиции. Всплеск интереса к изучению своих корней произошёл после перестройки. Сейчас свои коллективы есть практически в каждом населённом пункте, где живут семейские. Детей учим петь с младенчества. А в быту культура передавалась из поколения в поколение. Вплоть до конца 50‑х годов женщины ходили в национальных костюмах, в кичках (русский традиционный женский головной убор. – Прим. ред.). И сейчас при случае все с удовольствием надевают наряды из «бабушкиных сундуков».
Уникальный семейский распев, аналогов которому нет во всём мире, волнует сердца и души жителей XXI века не менее чем жителей века XVIII. Он сложился на основе церковного распева, принятого до раскола. Со временем и бытовые песни стали исполнять в той же манере. Распев этот столь сложен, что его изучают в высших учебных музыкальных заведениях не только России, но и Европы, и Америки. Семейские интерес к своей культуре воспринимают благосклонно:
– На Алтае, в Хакасии, в Туве есть староверы, которые живут очень замкнуто, абсолютно отдельно от общества и никого не пускают в свою жизнь. А наши старообрядцы при своей самобытности всё же открыты для всего самого современного и прогрессивного. К нам постоянно приезжают историки, музыканты, этнографы, и никому мы не отказываем в беседе, – с гордостью резюмирует Сергей Чебунин.