Аргументы Недели → Общество № 31(221) от 12.08.2010

Чему учат СМИротворцев?

, 19:41

«Наверное, Бог все-таки хочет, чтобы наша коми-пермяцкая газета встала на ноги», – такой неожиданный вывод сделала после трех дней семинара Елена Коньшина, главный редактор газеты «Кама кытшын» («В верховьях Камы») на коми-пермяцком языке из Кудымкара. Остальные участники оценили произошедшее с ними более сдержанно: «Вы нам мозг взорвали», «Нужно время, чтобы все это переварить»… Что же случилось по определению с неробкими представителями прессы в Сыктывкаре?

В столице Республики Коми со всего Северо-Западного федерального округа собрались журналисты, работающие с этнической тематикой. В этом году Всероссийский конкурс «СМИротворец» начался с необычных тренингов. Они пройдут в пяти федеральных округах и завершатся в октябре аккурат накануне церемонии награждения «СМИротворец-2010». Первый из них – Гильдия межэтнической журналистики и провела в Сыктывкаре, причем совершенно бесплатно для всех участников – средства на обучение выделил Минрегион России, как, впрочем, уже третий год подряд и на сам конкурс.

Опыт показывает, что, несмотря на всеми признаваемую важность освещения этой тематики, серьезный разговор о межэтнических отношениях в российской прессе пока еще редкость. Причин тому несколько, и одна из главных – недостаточное владение журналистами современными методами работы. Оно и неудивительно, ведь институт регулярного повышения квалификации остался в советском прошлом.

– Чтобы успешно работать с этнической тематикой, журналист должен быть на голову профессиональнее своих коллег, – открывая семинар, заявила Маргарита Лянге, председатель Гильдии межэтнической журналистики. – Тема чрезвычайно важная, но взрывоопасная, поэтому многие главные редакторы предпочитают не давать ей ходу, пока жареный петух не клюнет. Преодолеть это недоверие под силу лишь медиазвездам местного масштаба, убежденным в правоте своего дела.

Именно наращиванием профессиональных мускулов и занимались журналисты на семинаре. Гильдия межэтнической журналистики отобрала для этого, пожалуй, лучших в своей специальности тренеров.

Кандидат психологических наук, член рабочей группы по благотворительности Общественной палаты РФ Татьяна Бурмистрова учила премудростям фандрайзинга. Именно из-за неумения привлечь даже небольшие средства для осуществления своих планов канули в Лету многие яркие журналистские проекты, еще большее их количество так и не смогло стать реальностью, оставшись на уровне идеи. В свое время именно по этой причине закрылась чудесная радиопередача на татарском языке в Нижнем Новгороде.

– Вы должны понять, что каким бы с вашей точки зрения прекрасным и полезным для всех вокруг ни было ваше начинание, вам никто ничего не должен! Потенциального спонсора надо заинтересовать, увлечь, сделать своим единомышленником, ему должно быть приятно от общения с вашим проектом, – уверенно рушила стереотипы одна из самых успешных в стране фандрайзеров некоммерческих организаций. – Если из десяти обращений успешными окажутся три – это великолепный результат, по общемировым меркам.

Журналисты горячо выясняли разницу между фандрайзером и попрошайкой, с удивлением открывали для себя порталы всемирных организаций сборщиков средств и с большим трудом освобождались от стереотипов. Например, от такого распространенного, что, получив спонсорские средства на, допустим, телепередачу, автор программы автоматически теряет возможность выражать свое мнение. При таких раскладах фандрайзинг, как и сама программа, теряет смысл.

Доцент факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, руководитель специализации «Визуальная коммуникация» кафедры новых медиа и теории коммуникации Святослав Некляев устроил весьма жесткий разбор купленной в ближайшем киоске местной прессы с точки зрения мировых тенденций визуальной коммуникации. Он предложил собравшимся оценить свою работу в сравнении с лучшими образцами современной журналистики и напомнил, что влиятельные «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост» – это всего лишь… городские газеты. Стереотип идеализации финских медиапродуктов, характерный для республик северо-запада нашей страны, рухнул при первом же сопоставлении с азиатскими и даже центральноевропейскими. Оказалось, что сайты северных соседей настолько скучны и сделаны без учета элементарных правил зрительного восприятия, что брать их за образцы, значит заведомо обрекать себя на проигрыш. Невербальная коммуникация и информационная графика позволяют сделать новость понятной всем. Азы давались непросто. В какой-то момент в зале, оборудованном огромным плазменным монитором и другими современными техническими средствами, появились… бельевые веревки. На огромных листах ватмана журналисты «рисовали» свою информацию, делали макеты сайтов, а затем развешивали все это на прищепках и отстаивали свою точку зрения.

Этнические СМИ не должны быть синонимом убожества и неконкурентоспособности. И здесь дело не только в величине вложенных средств, но и в креативности и знаниях коллектива.

– Мое саамское радио переживает трудные времена. Вещание временно прекращено, – сказала после обучения Валентина Совкина из с. Ловозеро Мурманской области. – Теперь я знаю, что делать, чтобы вернуть саамскую речь в эфир. И, честное слово, я это сделаю!

Настоящий аншлаг случился на третий день семинара, который вел обозреватель телеканала РЕН, неоднократный номинант ТЭФИ Николай Николаев. К двум десяткам официальных участников тренинга присоединились журналисты местных телекомпаний. И Николаев полностью оправдал их надежды. Он весьма откровенно делился секретами авторского телерепортерства, советовал, как выстраивать отношения внутри редакции – с работодателем и информационным выпуском. А еще говорил о таких, казалось бы, забытых в современной российской журналистике вещах, как этические нормы и самоцензура во время интервью.

И как-то сам собой рухнул еще один стереотип, согласно которому нынешних журналистов этические проблемы профессии интересуют в последнюю очередь. Дискуссия о степени дозволенного при освещении межнациональных тем развернулась нешуточная. Например, можно ли публично указывать недавно прибывшим представителям диаспор на несоответствие их поведения общепринятым в регионе нормам? Как говорить о проблемах, не вызывая рознь между людьми разных национальностей? Является ли замалчивание выходом из конфликтной ситуации?

– Совершенно определенно можно говорить, что в стране формируется независимое, неравнодушное журналистское сообщество, осознающее свою ответственность за настоящее и будущее страны, за построение добрых межэтнических отношений, – сказала в заключение Маргарита Лянге. – Мы вплотную подошли к созданию кодекса этических норм при освещении межэтнической тематики в России и созданию региональной сети нашего общественного объединения. Думаю, эту работу мы завершим после проведения третьего Всероссийского журналистского конкурса «СМИротворец», когда станут известны новые победители, а значит, и наши возможные соратники. Меня очень радует, что среди «СМИротворцев» много молодых людей, ярких и талантливых.

Кстати, в этом году чествовать победителей конкурса будут 25 октября на главной сцене прославленного Малого театра. А впереди у Гильдии семинары-тренинги для журналистов Приволжского федерального округа – в Ижевске, Уральского – в Тюмени, Дальневосточного – в Петропавловске-Камчатском и Центрального – в Москве. Насколько они будут полезными и продуктивными – узнаем уже в октябре.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram