Аргументы Недели → Общество 13+

Как мы проиграли битву за будущее и что делать теперь

, 11:39 , член Российского союза писателей.

Как мы проиграли битву за будущее и что делать теперь

Мы часто говорим о битвах — исторических, геополитических, экономических. Но есть сражение, которое долгие годы шло почти незаметно, тихо, на самой глубине нашего общественного сознания. Битва за души. За ценности. За то, какими вырастут наши дети. И, как ни горько это признать, битву за будущее мы — проиграли.

Три поколения — миллениалы, зумеры, альфа — выросли под «золотыми арками» не просто фастфуда, а целой идеологии. Идеологии легкого успеха, бесконечного выбора и тотальной свободы от обязательств. Нам продали рай индивидуального потребления, а взамен получили демографическую зиму, кризис смыслов и тишину в опустевших колыбелях.

Что делать теперь? Смириться с поражением? Или найти в себе силы для контрнаступления — не на полях сражений, а в школе, в семье, в каждой голове и каждом сердце?

Об этом на страницах нашего еженедельника размышляет Илья Александрович Игин, философ и публицист, чьи тексты всегда — честный и жесткий разговор о самых болезненных точках нашего времени. Его новая статья о том, что мы утратили, и четкий, пусть и неудобный, план по возвращению самих себя.


Педагоги являются нравственным маяком для целых поколений, воспитывая учеников, одерживающих победы на поле боя и добивающихся высоких результатов в науке, спорте и искусстве. Продолжают великие традиции отечественной педагогики. Сохраняют цивилизационную уникальность нашей страны, её суверенитет, прочные позиции в сложном, быстро меняющемся мире.

Владимир Владимирович Путин — президент РФ

Сейчас даже трудно себе представить, что с 31 января 1990 года, времени открытия первого ресторана «Макдоналдс» в Москве, в нашей стране появилось три новых поколения: миллениалы (поколение Y), зумеры (поколение Z) и поколение Альфа. И все эти годы растущих и взрослеющих граждан новой России проходили под этим «символом перемен».

Открытие ресторана было воспринято как важный символ открытости и перемен в отношениях СССР с Западом. Запад гордился тем, что научил нас новому способу потребления пищи. СССР, а затем и Россию по неофициальной «теории золотых арок» (по названию логотипа Макдоналдс), предложенной одним из американских журналистов, стали считать менее склонными к войне со странами с достаточно развитой экономикой. И, тут, чуточку задержите дыхание: критерием такого миролюбия было названо — наличие сильного среднего класса, способного поддерживать сеть Макдоналдс!?

Одним словом: «война — это мир». Фастфуд — это «здоровье», «долголетие», «высокая кухня», и, тоже — мир?!

***

Запад вещал нам — трём поколениям России, что свобода — это отсутствие границ. Что долг — это насилие над личностью. Что жертвенность — архаика, а честь — наивный пережиток. Они всучили нам ключи от рая, где каждый — сам себе иконописец, сам себе моралист, сам себе вершитель судеб. И мы, «дети перемен», войдя в этот сияющий мир, обнаружили в нём... пустоту, холодную, как цифровой экран, и одинокую, как человек в толпе таких же одиночек.

Мы срывали яблоки с древа познания, не ведая, что они из пластмассы. Мы строили карьеры на обломках семей, растили амбиции вместо детей, меняли корни на крылья — и не заметили, как земля ушла из-под ног:

  • Демографическая зима;
  • Моральная осень;
  • Тихий кризис человеческой породы.

Где теперь мальчики, мечтающие о звёздах? Где девочки, умеющие не только выбирать наряд, но и выбирать — раз и навсегда? Мы с помощью «теории золотых арок» воспитали поколение, боящееся обязательств и обожающее лёгкость бытия. Либеральный проект, возведший индивидуализм в Абсолют, оказался проектом самоуничтожения. Он дал права, но отнял смыслы. Он подарил комфорт, но отобрал будущее.

Нам нужна иная педагогика. Не педагогика «нового способа потребления пищи», но педагогика служения. Не педагогика успеха, но педагогика подвига:

  • она не в учебниках — она в воздухе, которым дышит нация;
  • она в тишине музеев, где смотрят на нас глаза Суворова — не просто полководца, но отца солдатам;
  • она в звёздной пыли на плечах Гагарина, который был не просто космонавтом, а посланцем Великой страны;
  • она в периодической таблице Менделеева, который видел не просто элементы, а гармонию мироздания.

Суворов — это дисциплина, обращённая вовнутрь. Не тупая муштра, а аскеза духа, позволяющая целой армии перейти Альпы. Менделеев — это интеллект на службе у Отечества, а не у гранта. Гагарин — это жертвенность, возносящая не себя, а весь род человеческий к небу.

Их объединяет одно: они были частью чего-то большего, чем просто частью самих себя. Их «я» растворялось в «мы». Их талант был не личной собственностью, а ответом на вызов времени. Они не боялись долга, ибо долг был не оковами, а крыльями.

Семья. Сегодня это слово режут на части, подменяют, стыдятся. А ведь семья — это первая крепость. Школа жертвенности, где учатся любить не за что-то, а вопреки всему. Малая родина, где рождается большая. Нам нужны не курсы осознанного родительства, а культура многодетности как нормы.

Не страх «не потянуть», а вера в то, что каждый новый ребёнок — не обуза, а благословение, новый воин света в битве с тьмой безвременья.

Образование. Оно не должно просто производить «специалистов». Оно должно взращивать граждан. Не функциональных единиц рынка, а наследников. Знать Пушкина не для галочки, а для того, чтобы слышать музыку родной речи. Знать героическую историю России не для дат, а для того, чтобы понимать цену земли под ногами.

... Личные амбиции? Да, но амбиции — не урвать, а отдать. Не взлететь в одиночку, а вести за собой. Карьера — не лестница в небо личного благополучия, а тропа служения на общей ниве.

Это вызов. Жестокий, неудобный, ранящий. Он заденет тех, кто построил жизнь по старым лекалам. Он разозлит тех, кто верит, что счастье — в бесконечном выборе новых путей, а не в верности одному. Он вызовет бурю. И пусть.

Потому что тишина, что царит сейчас в наших почти пустых колыбелях, в наших просторных, но бездетных квартирах, в наших умных, но холодных глазах — она страшнее любого шторма.

Нам нужно новое зачатие. Не биологическое — духовное. Зачатие идеи, что человек рождается не для бесконечного потребления, а для смысла. И именно в поиске этого смысла, в служении, в долге, в жертве — он и обретает то самое, подлинное, неувядаемое счастье.

N.B. Пусть наша национальная педагогика будет суворовской: «Тяжело в учении — легко в бою». Бой идёт сейчас. Бой за души наших детей. За право называться народом, а не населением. За будущее, где белые лепестки яблони будут падать не на холодный асфальт наших захваченных безликой глобальностью городов, а на траву наших свободных дворов, где играют дети. Много детей.

Их смех — вот единственная музыка, способная заглушить рокот грядущих бурь. Их много — вот единственная демография, достойная великой истории. Их вера — вот единственный либерализм, в котором мы нуждаемся: либерализм от страха, от эгоизма, от одиночества.

P.S. Педагогика влияет на вечность, как никакая другая наука. Может быть, поэтому в России имя Учителя писалось всегда с Большой Буквы. Так, давайте же не будем путаться в орфографии...

Илья Александрович Игин — философ и публицист, член Российского союза писателей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram