Интриги авиационного бытия
№ () от 17 декабря 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Год завершается, авиапром старается, идёт строительство новых мощностей, есть предприятия и заводы, которые пашут в три смены. Практически все основные производственные площадки Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК») и Объединённой двигателестроительной корпорации (ПАО «ОДК») модернизируются, строятся новые цеха, закупается и устанавливается новое оборудование, идут доклады о проделанной работе в головной «Ростех». Кадровики охотятся за квалифицированным персоналом – самолёты или двигатели построить – это не пиццу развозить. Надо отметить, что, по открытым данным, в военном авиастроении дела обстоят благополучно, по ТВ регулярно показывают передачу Воздушно-космическим силам очередных партий новеньких самолётов. В гражданском авиапроме сложностей больше. Не зря основным требованием Минобороны к боевым самолётам было и есть отсутствие импортных комплектующих и агрегатов в конструкциях летательных аппаратов.
«Войска беспилотных систем»
Но сначала о главном – в Российской армии создаётся новый род войск – «Войска беспилотных систем». Похоже, решение окончательно принято. Об этом сообщил 16 декабря глава военного ведомства Андрей Белоусов на расширенном итоговом заседании Коллегии Минобороны РФ. Президент и Верховный главнокомандующий Владимир Путин уже говорил об этом публично, но с оговоркой: «Мы думаем...» В понедельник министр на открытой части Коллегии с трибуны доложил В. Путину уже конкретику: «При вашем решении завершим их создание уже в третьем квартале следующего года».
Значит, всё уже согласовано. И скорость, с которой создаётся отдельный род войск в условиях СВО, на самом деле фантастическая. Украина, осознавая слабость своих ВВС (по сравнению с российскими), сделала ставку на БПЛА, и беспилотная авиация там с 6 февраля 2024 г. – это отдельный род войск: Силы беспилотных систем. Туда же вошли наземные и морские роботизированные системы.
Наши военные корреспонденты и эксперты последние год-два говорили, писали и мечтали о создании в войсках хотя бы отдельных подразделений «дроноводов». На Коллегии стало ясно, что масштаб куда более серьёзный. Предстоит решить множество вопросов. В Российской армии существует три вида войск. Сухопутные включают в себя следующие рода войск – мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войсковая ПВО и спецвойска. Военно-морской флот включает в себя такие рода, как надводный флот, подводный, береговые войска морская и палубная авиация. У третьего вида, Воздушно-космических сил (ВКС), есть такие рода войск, как ПВО, Космические войска, ВВС. И до последнего времени были и есть только два рода войск центрального подчинения – ВДВ и Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Войска беспилотных систем (новая аббревиатура, однако, – ВБС) придётся собирать по всей армии. Опытные и не очень операторы беспилотников сейчас оформлены в подразделениях кем угодно – водителями, снайперами, стрелками. Нет беспилотчиков в штатном расписании!
А теперь представьте, как будут сопротивляться комбаты, ротные, взводные командиры, когда у них будут директивно «выцарапывать» дроноводов, чтобы свести их в специализированные подразделения БПЛА. Они без них сейчас как без рук и без глаз! Дальше надо создавать штабы, систему обеспечения, заказа и ремонта техники... Как объединят в один род войск воздушные дроны большой дальности, тактические, морские надводные и подводные, наземные? Сейчас всё беспилотье размазано по видам и родам Вооружённых сил, где-то их больше, где-то меньше, огромное количество сделанных часто в блиндажах-лабораториях в нескольких километрах от линии боевого столкновения, опять же народный ВПК работает, огромное количество разнообразных конструкций. Но слова сказаны, сроки обозначены, а талантливые организаторы в армии, безусловно, есть.
Юбилей не повод расслабляться
В понедельник РВСН праздновали юбилей – 65 лет. И есть чем гордиться – на слуху «Сармат», «Ярс», боевой блок «Авангард», загадочный и разящий даже в безъядерном оснащении «Орешник». Офицеры РВСН, с кем хорошо знаком, о своей работе рассказывают неохотно, образование имеют прекрасное, и всё же служба накладывает отпечаток, в том числе и на офицеров запаса, – болтливостью и конкретикой про «изделия», с которыми имели дело, не разбрасываются. Тяжёлая служба, высочайшая ответственность, боевые дежурства не на «пороховой бочке», а на оружии чудовищной силищи. Обеспечивают ядерный паритет. Молодцы!
С лётчиками и техническим составом Дальней авиации ВВС России как-то проще. Они более открытые, до определённых границ, само собой. У них юбилей в понедельник, 23 декабря. 110 лет! Гостей с удовольствием встречают. Из Самары на авиабазу дальников «Энгельс» точно с подарками отправится делегация от губернского руководства, 15 лет шефствуют. Двигатели всех стратегических и дальних бомбардировщиков-ракетоносцев изготовлены в Самаре на «Кузнецове». Поэтому бороздят небеса именной воздушный корабль Ту-95МС «Самара» и сверхзвуковой Ту-160 «Николай Кузнецов». А настоящий подарок готовят Министерство обороны и Казанский авиазавод. На Коллегии министр обороны Андрей Белоусов доложил: «Примем в состав авиационных стратегических сил четыре стратегических ракетоносца Ту-160М».
А это значит, новая техника пошла и в Дальнюю авиацию. Ту-160М – самолёт модернизированный, с новой кабиной, с мощными и более экономичными двигателями НК-32 второго этапа. Казалось, совсем недавно грозную и очень красивую машину демонстрировали на заводском аэродроме в Казани Владимиру Путину, он тогда не удержался и совершил полёт в кабине самого большого в мире сверхзвукового самолёта, его взлётный вес – около 250 тонн. Когда стратегические туполевские комплексы поднимаются в небо и их засекают «недружественные» спутники, в штабах у супостата начинается суета. Наши стратеги сейчас тоже воюют, дальнобойные ракеты позволяют не входить в зону ПВО противника. Поздравляем!
И ещё немного про боевую авиацию. Сейчас много показывают работу по противнику фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34. Особенно эффективны их удары по целям тяжёлыми фугасными авиабомбами с управляемым модулем планирования. Очень востребованный самолёт! Но лет десять назад про него было сказано столько гадостей: «самолёт для прошедших войн», «устарел, ему нечего делать в XXI веке», «для него нет и не будет задач». А он оказался прекрасным солдатом! В «крови» Су-34 очень много генов от прародителя, от одного из лучших созданных в XX веке мощных и сверхманевренных истребителей Су-27. Когда слушаешь переговоры экипажа Су‑34 с землёй, кровь в жилах стынет: «По вам работает «Пэтриот», уходите вправо! Теперь влево закручивай, он приближается!» И лётчики выходят на предельные перегрузки, сверхзвук, слышно тяжёлое дыхание и изменённые от тяжести голоса. Но вот уже голос командира становится ровнее, командный пункт сообщает, что от ракеты удалось уйти.
Гражданская жизнь
В Иркутске собирают уже двенадцатый серийный самолёт МС-21-310. Россия старается вписаться в сроки запланированного на 2025 год начала серийного производства самолёта МС-21, сообщил ТАСС первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. «С точки зрения прохождения процедур делаем всё, чтобы вписаться в сроки. Техника есть техника, но работаем», – сказал он.
Ранее премьер-министр России Михаил Мишустин также заявил, что российские власти ожидают, что первые поставки отечественного самолёта МС-21 в авиакомпании могут начаться уже в 2025 году.
Что получается? Двигателестроители не успевают за самолётчиками. Практически готовые лайнеры стоят в цехах без силовых установок. А предстоит сделать очень много – выполнить испытательную и сертификационную программу испытательных полётов в импортозамещённом облике лайнера с новыми отечественными двигателями ПД-14. Навалиться, устроить круглосуточный аврал на заводах? Но про кадровый голод в авиапроме не говорил только ленивый. На предприятиях ОДК и ОАК лишних рук сегодня нет, надо выполнять гособоронзаказ, в сегодняшней ситуации перевести специалистов с военной на гражданскую продукцию – преступление. Значит, остаётся растить квалифицированные кадры и насыщать ими новые заводские цеха, а это время.
Первый импортозамещённый самолёт Ту-214 приступил к программе лётных испытаний. Он переведён на отечественную авионику (там было не так много, как на МС-21 и «Суперджете», импортных деталей и агрегатов, но что-то было), и теперь это летающая лаборатория, на которой будут отрабатывать отечественные агрегаты и детали. Возможно, на этом борту будет создаваться двучленная пилотская кабина. Авиакомпании не хотят летать по старинке, со штурманами.
Первый полёт полностью импортозамещённого ближнемагистрального самолёта SJ-100 New (в народе – cуперджет) с отечественными двигателями ПД-8 запланирован на следующий год. Ему до сертификации ещё ой как неблизко... В основном на SJ-100 New импортозаместить получилось практически всё, и он даже выполняет лётную программу, но с французско-российскими силовыми установками SaM-146. Эту информацию подтвердил новый глава Минпромторга Антон Алиханов.