> Советские вклады: почему их не спешат возвращать - Аргументы Недели

//Соцпакет 13+

Советские вклады: почему их не спешат возвращать

Решит ли государство вопрос с компенсацией советских вкладов?

№  () от 17 декабря 2024 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]

В редакцию газеты «Аргументы недели» регулярно поступают письма, авторы которых задают вопросы о компенсации советских сбережений, разом сгоревших в огне гиперинфляции в начале 1990-х годов. При этом людей интересуют не те копеечные суммы, которые предлагает ПАО «Сбербанк», по воле судеб ставший преемником советских сберкасс. Многие задают вопрос о давнем, ещё ельцинском обещании вернуть людям сгоревшие сбережения с учётом их покупательной способности: мол, если у вас пропали деньги, на которые в начале 1990-х годов можно было купить «жигули», то компенсации должно хватить на новую машину в ценах сегодняшнего дня. Вопрос особенно пикантен в свете того, что закон середины 1990-х, которым гарантировался такой возврат, пока что никто не исполнял – но никто и не отменял.


Закон, о котором идёт речь выше, был принят в 1995 г. и назывался «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» (Федеральный закон №75‑ФЗ от 10.05.1995). Он, подчеркнём ещё раз, и по сей день является действующим. О чём же там написано? Давайте разбираться.

Итак, первая статья закона гласит, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путём помещения денежных средств на банковские вклады в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования, в том числе по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., а также в государственные ценные бумаги, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года. Эти деньги закон объявлял гарантированными личными сбережениями и признавал внутренним долгом Российской Федерации (ст. 2 закона). Далее сообщалось, что восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путём их перевода в особые государственные ценные бумаги – целевые долговые обязательства Российской Федерации (ст. 5 закона).

Самое интересное для сегодняшних россиян содержится в статье седьмой. В частности, в ней сообщается, что «долговая стоимость единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации определяется из соотношения покупательной способности валюты Российской Федерации в текущий момент времени и покупательной способности валюты СССР в 1990 году. Иными словами – именно здесь документально подтверждается намерение властей возмещать пропавшие сбережения не по их сумме, а по их ценности (то самое «чтобы хватило на «жигули»). Однако ст. 12 вдребезги разбивает все родившиеся было сладкие мечты и грандиозные планы. Ибо в ней чёрным по белому написано, что «Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами».

И вот этих самых федеральных законов, которые предписывалось разработать и принять, нет до сих пор. И не далее как через полгода, в мае 2025-го, «благому намерению» властей вернуть сгоревшие сбережения стукнет тридцать лет. Больше четверти века. Впечатляет, не правда ли?

Отметим справедливости ради, что этот самый закон ничего не стоило отменить одним росчерком пера. Не исключено, что это и вовсе прошло бы незамеченным, так как сегодня страна занята совершенно другими делами и живёт совершенно другими заботами. Однако не отменяют. Но тем не менее ещё с 2003 г. аккуратно приостанавливают его действие, отодвигая обязательства властей заняться наконец этим вопросом всё дальше и дальше. Последняя такая приостановка состоялась в конце 2023 г., когда приостановка выплат была продлена до 1 января 2027 года. Как всегда, инициатором выступил всемогущий Минфин. В ведомстве подсчитали, что при переводе гарантированных сбережений в долговые обязательства на погашение этих обязательств в нынешнем, 2024 г. потребовалось бы потратить почти 62 трлн (!) рублей (и примерно столько же – в 2025-м и 2026-м). Тут даже сакраментальное «денег нет» произносить не пришлось – и так всё понятно.

Как говорится, остаётся лишь ждать и надеяться. Ведь – повторимся ещё раз – закон почему-то не отменяют…



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте