Создатель «12 лет рабства» отметился новой работой
№ () от 17 декабря 2024 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]
На экраны вышла новая драма Стива Маккуина «Блиц», действие которой происходит в Англии в первые годы Второй мировой войны. Но это не военное кино – человека в форме на экране ещё поискать. И хотя месседж Маккуина ангажирован и прямолинеен, ему удалось создать красивую и трогательную картину о вечной разобщённости человечества.
Режиссёра Стива Маккуина не нужно путать со знаменитым актёром Стивом Маккуином, иконой бойцов и автогонщиков. Маккуин-актёр жил на высоких скоростях и удержался на дистанции всего 50 лет. Маккуин-режиссёр никуда не торопится и к 55 годам снял свой пятый полнометражный фильм. Он уже вошёл в историю кинематографа с картиной «12 лет рабства», получившей в 2014 г. «Оскар» за лучший фильм. Тогда далеко не все критики разделили восторги жюри киноакадемии: дескать, фильмец крепкий, не более того, но сделан ровно под набухшую в американском обществе тему покаяния за годы рабовладения. А потому был обречён на признание.
Триумфатор Стив Маккуин (он, кстати, чернокожий) тогда говорил, что сделать фильм об ужасах работорговли на американском Юге для него так же естественно, как о холокосте и Второй мировой войне. Такие темы обожают на кинофестивалях, награды которых положительно влияют на зрительский интерес. Режиссёр никогда об этом не забывал, делая фильмы о забастовке чернокожих шахтёров при Маргарет Тэтчер или вторжении нацистов в толерантный Амстердам. Спустя 10 лет после «Рабства» Маккуин снял «Блиц» (название от гитлеровского плана «Блицкриг»). И конечно же, фильм этот не столько о войне, сколько снова о расизме.
В 1940 г. немцы разгромили англо-французскую армию на континенте и осадили Великобританию. «Осадили» – это, впрочем, сильно сказано, раз на море господствовал королевский флот. Но превосходство в воздухе было на стороне люфтваффе, нещадно бомбивших британские города. Очередной разрушительный налёт на Лондон заставил певицу Риту Хэнуэй (Сирша Ронан) отправить своего юного сына Джорджа (Эллиотт Хеффернан) на эвакуационном поезде подальше от столицы. Темнокожий мальчишка, родившийся от связи с джазовым музыкантом, зол на мать и за свою безотцовщину, и за этот её маневр, который расценивает как предательство. Вскоре он спрыгивает с поезда и начинает путь домой к дедушке (Пол Уэллер), коту Оливеру и маме Рите. Хотя на вокзале Джордж сказал матери, что её ненавидит.
В фильме две сюжетные линии. Первая – это одиссея Джорджа, в ходе которой мальчик встречает людей, по-разному проявляющих себя в военные годы. Он переживает обстрелы в бомбоубежищах и на станциях метро, сталкивается с бандой мародёров и эсхатологически настроенных аристократов, выскребающих из жизни последние плоды удовольствий. Узнавая общество поближе, он взрослеет, учится отличать добро от зла и – главное для режиссёра Маккуина – принимает собственную идентичность. Это раньше маленький мулат стеснялся цвета своей кожи, а прошедший через испытания Джордж видит в нём часть своего достоинства.
Во второй линии его мать Рита трудится на заводе, вспоминает счастливое прошлое, флиртует с застенчивым приятелем Джеком (Харрис Дикинсон) и непрерывно тоскует по сыну. Чтобы отвлечься, она не только ухаживает за пожилым отцом, но и пытается помогать пострадавшим во время бомбёжек детям. Разумеется, поумневший за время скитаний Джордж будет горд такой мамой. И узнает наконец, что папаша его попал в тюрьму из-за драки, причиной которой стала расистская шутка.
В британской культуре понятие «блиц» служит для описания общего подъёма нации в борьбе против нацизма. И с точки зрения зрительского восприятия это классический беспроигрышный ход – показать безымянных героев из народа, которые помогли Британии выстоять и победить. Правда, за кадром осталось, как все эти диккенсовские герои будут вести себя несколько лет спустя, когда расклад сил изменится и авиация союзников начнёт стирать с лица земли немецкие города с не менее трогательными детьми и их мамами. Режиссёр Маккуин в своём фильме слегка фрондирует догме, показывая, что сплочённость не была такой уж полной, раз в этом мифотворчестве британцы забывают вклад детей, женщин и темнокожих англичан.
Говорят, Ленин любую тему разговора сводил к классовой борьбе и революции. Советская промышленность, что бы ни пыталась произвести, получала автомат Калашникова. А у Стива Маккуина любое кино не может обойти того, что чернокожие на благополучном Западе незаслуженно страдали и страдают. И так им там мучительно, что лодки с нелегалами прут и прут из Африки через Средиземное море и Ла-Манш, а в обратном направлении – только депортируемые преступники, не устающие голосить о нарушении своих прав.
«Блиц» построен вокруг нехитрой мысли, что победить зло вроде нацизма можно, только преодолев предрассудки, приняв разнообразие нации и объединившись. В начале фильма белые пожарные пытаются потушить пламя в жилых домах, но только шланг с водой постоянно выскакивает из рук. Над этой сценой доминирует другая, где конфликт в бомбоубежище между британским пролетарием и мусульманином разрешает темнокожий полицейский. Персонажи «Блица» делятся либо на очень хороших, либо на очень плохих. При этом плохие – почти всегда расисты.
И всё это вышло на экраны как раз в разгар августовских протестов, когда англичане возмутились итогами получившегося разнообразия нации, при котором полиция не хочет крутить ласты приезжим уголовникам, чтобы не будоражить деятелей вроде Маккуина. Но не исключено, что режиссёр уже задумал кино о том, как белые подонки безнаказанно насилуют мусульманских женщин и детей.