> В недалёком будущем в больнице вместо «Что вас беспокоит?» мы услышим: «Брат, где болит?»? - Аргументы Недели

//Общество 13+

В недалёком будущем в больнице вместо «Что вас беспокоит?» мы услышим: «Брат, где болит?»?

16 декабря 2024, 09:58 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский  ]

Заголовок статьи, написанный несколько провокационно, отражает нарастающее общественное беспокойство: в российских больницах действительно наблюдается значительный приток врачей из других стран. Фраза «Брат, где болит?» — хоть и гиперболизированная, — точно передает ощущения пациентов, сталкивающихся с языковым барьером и необходимостью преодолевать сложности коммуникации с иностранными специалистами. Их имена трудно выговорить, а на приеме сложно объяснить, с какими симптомами ты пришел. Неужели в недалёком будущем в больнице вместо «Что вас беспокоит?» мы услышим: «Брат, где болит?»?

В поликлиниках русские фамилии на двери кабинета приёма редкость, как будто в Самарканд попал. Даже в столице. Попасть на прием к врачу-иностранцу — обычное дело. Сегодня они работают как в государственных, так и в частных поликлиниках, часто не просто узким специалистом, а участковым терапевтом. Почему так происходит? Настолько дичайший дефицит кадров? Куда же делись российские врачи?

Действительно, основная причина увеличения числа врачей-мигрантов — это острая нехватка медицинских специалистов в России. Многолетнее недофинансирование здравоохранения, низкие зарплаты, тяжелые условия труда и отток опытных врачей в частные клиники или за границу привели к критическому дефициту кадров, особенно в регионах. Молодые специалисты, получившие медицинское образование в России, зачастую предпочитают работать в крупных городах или за рубежом, где предлагаются более привлекательные условия. Ситуация усугубляется оттоком опытных врачей на пенсию без должной подготовки кадров для замены.

Мигранты как решение проблемы? В сложившейся ситуации привлечение врачей из других стран, прежде всего из бывших советских республик, видится как вынужденная мера. Врачи, приезжающие из бывших советских республик, допускаются к работе без сдачи экзаменов. Кроме того, они пользуются упрощенной системой получения гражданства — через шесть месяцев они имеют право подать на вид на жительство, а через 12 месяцев — на гражданство. Поэтому через год пребывания в России они фактически уже не мигранты, а граждане РФ с медицинским образованием, полученным в союзных республиках.
Многие из них на самом деле обладают достаточным уровнем образования и практического опыта. Однако вопрос о качестве образования и уровне владения русским языком остается открытым. Система упрощенного получения гражданства и допуска к работе без дополнительных экзаменов вызывает определенные опасения. Необходимо тщательно проверять квалификацию приезжих специалистов и обеспечивать им качественные курсы русского языка для успешной интеграции в российскую систему здравоохранения.

А что с нашими медицинскими ВУЗами? Из какого материала куются будущие медицинские кадры, говоря образным языком? И тут буквально оторопь — как говорят те, кто имеет отношение к медвузам, большинство поступающих на обучение профессии врача — дети выходцев из бывших среднеазиатских советских республик. Иностранные студенты — будущее отечественной медицины?

На днях интернет буквально взорвался новостью о списке поступающих в МГУ на специальность «Лечебное дело». Из 37 счастливчиков, которым удалось занять заветные места, 20 человек оказались иноземцами. То есть больше половины студентов, которые завтра будут принимать клятву Гиппократа на русском, учить анатомию и осваивать азы прописывания активированного угля, приехали к нам из других стран! Российские школьники, пахавшие на олимпиадах, штудировавшие биологию по ночам и из последних сил тянувшие физику, смотрели на список поступивших с легким недоумением. Места распределились так, что местным талантам пришлось потесниться. Но новостная заметка о большом количестве иностранных студентов на лечебном факультете МГУ обозначила лишь верхушку айсберга.

Рассказывает преподаватель одного из российских медицинских ВУЗов:

«У большинства иностранных студентов цель — получить студенческую визу, а затем «закрепиться» и остаться в России. Знания им не нужны, практически сразу после поступления, большинство студентов перестают посещать занятия. Более того, в этом учебном году у меня была студентка на 1 курсе, которая совсем не говорила по-русски: она набирала текст на телефоне и показывала экран с переводом. Многие утверждают, что плохо понимают русский язык (следует отметить, что часть из них всё прекрасно понимает, но притворяется, когда им выгодно). Очень многие просят, а то и требуют закрыть долги по предметам, иначе им не дадут общежитие, не продлят визу и пр. Уровень знаний по предметам школьного курса не то что ниже среднего, а можно даже сказать нулевой. Моя коллега как-то разговорила одного такого студента, каким же образом ему удалось поступить в наш университет. Выяснилось, что у них в стране есть центры, которые помогают поступить в российские университеты. Эта помощь заключается не только в консультациях и сборе пакета документов, но и за отдельную плату прохождение вместо студента вступительного тестирования... Цена вопроса — 500 долларов за всё. Замечу, что уровень этого самого тестирования не на порядок, а в разы ниже уровня ЕГЭ. И нередки случаи, когда наши абитуриенты не добирают баллы на бюджет, а плохо говорящий по-русски иностранный студент, который в школе не изучал информатику (потому что этого предмета в принципе в их школе не было), поступает на бюджет в институт IT-направленности... Далее работает показатель, за который ректорат ругает директоров институтов, — сохранность контингента. Его суть — не отчислять студентов, то есть чтоб «доучились» большинство поступивших. И, невзирая на положения, уставы и прочие документы, многие студенты учатся на 3 курсе, имея долги за 1 курс (да, двухгодичной давности!). А потом либо кто-то из преподавателей машет рукой и ставит зачёт-экзамен, либо (как было в моём случае, фото зачётки имеется) представители дирекции (деканата) в обход преподавателя или заведующего кафедрой проставляют зачёты таким студентам. Вот и всё».

И данные утверждения подтверждаются многими из тех, кто «в теме».

«Сын племянника учится в медицинском институте Барнаула говорит такая же ситуация, причем все на бюджете, язык не знают, пересдают экзамены по восемь раз, пока преподавателю это не надоест и им тройку поставят»;

«Я сама преподаю в медвузе. Действительно — большинство студентов с „не нашими фамилиями“, уровень знаний — плинтус. Большинство в открытую говорит, что пришли за дипломом и по окончании пойдут в частные клиники. Но преподаватели ничего с этим поделать не могут — „зелёный свет“ для этих студентов зажжен руководством. А идти против него — лишиться работы»;

«Я была в онкодиспансере Москвы на приеме врача афганца. По-русски говорит плохо, переводчиком выступала медсестра. Пришлось идти на прием в заведующему отделением. И так все, из одного кабинета по записи, становились в живую очередь к заведующему. Слава Богу, у нас он был не долго, но кто его допустил?»;

«Я попала на приём к такому врачу в хиджабе, весь приём она была только в телефоне, что она там искала не знаю, наверное мне диагноз, но самое интересное она мне выписала рецепт, я прошла три аптеки, мне сказали что такого лекарства нет, а в последней мне сказали напрямую, кто вам это назначил, это лекарство уже давно сняли с производства», — и таких комментариев в соцсетях множество...

Казалось бы, всё довольно просто: бюджетные места, содержатся за счёт бюджета России. Россияне платят налоги и на эти налоги содержат учебные места. Налоги россиян. Значит на этих местах, должны учиться только россияне. Иностранные граждане, не платят налогов в бюджет России, значит не могут учиться, на этих бюджетных местах. Но увы и ах! В реальности мы видим иную картину. Значит руководство ВУЗов каким-то образом заинтересовано в студентах-иностранцах? Может быть, даже заинтересованность эта имеет денежный эквивалент? Ну типа того: закончил школу в Душанбе или Курган-Тюбе и можешь поступать в МГУ и даже не важно что ты не понимаешь русского языка... Культурно-национальная автономия уже все порешала с администрацией университета... Это конечно ирония, но именно на такие мысли наталкивает происходящее.

Поменяется ли «тенденция замещения»? Вряд ли. Стоит только вспомнить недавние слова пресс-секретаря Президента:

«Мы их только приветствуем».

Так что не надейтесь — они не уедут...

А пока россияне ужасаются складывающейся ситуацией, но, при этом, не теряют чувства юмора. Вот и анекдоты на эту тему в народе уже пошли:

«В больнице, в приёмном покое. Важно и гордо ходят два „специалиста“. Один: - Все здавали кров с пальсами? Пока пациенты соображали, один видно уже бывалый пациент: - Уже с пальсами и с руками сдали. Для тех, кто не понял он перевёл, что ответил на вопрос: - Все из пальца сдали кровь?» ...



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте