Аргументы Недели → Общество № 29(926) 24-30 июля 2024 13+

Русь без картошки – как свадьба без гармошки!

, 20:52 , Обозреватель отдела Промышленность

Русь без картошки – как свадьба без гармошки!
Картофелеводы из разных хозяйств оценивают работу селекционеров и СЗР

Россия по итогам сельскохозяйственного сезона 2023/2024 поставила за рубеж рекордные 55, 3 млн тонн пшеницы, что составляет чуть более 26% мирового экспорта, следует из данных Международного совета по зерну, сообщило 19 июля РИА «Новости». За нами на втором месте Евросоюз, с результатом на 20 млн тонн меньше, на третьем – Канада, с отставанием более чем на 30 млн тонн. Прекрасный результат! А за этим успехом стоят новые технологии и сорта, селекция, системы защиты и питания растений. 
Но вот что удивительно, в картофелеводство, к производителям «второго хлеба» России, новые отечественные сорта и, самое главное, наши системы защиты и питания растений почти не добрались. И чтобы повернуть процессы в нужное стране русло, уйти от импортозависимости, в Арзамасском районе Нижегородской области лидер рынка средств защиты растений (СЗР) компания «Щёлково Агрохим» организовала на базе крупного картофелеводческого хозяйства «Латкин» Агрофестиваль картофеля «Betaren-2024».


Аграрии в самоопределении

Евгений Латкин – его здесь называют «человек-легенда», – на чьей земле состоялся Агрофестиваль картофеля «Betaren-2024» на открытии сказал немного, но ёмко:

– Весь аграрный мир нашей страны находится в самоопределении – всё должно быть своё. Семена, средства защиты растений, техника и технологии и, конечно, люди. Для России это не банальный «второй хлеб», это высокотехнологичнейшая культура. Да, сегодня существует зависимость от импортных семян и технологий. Но ситуация постепенно выправляется в сторону суверенитета. Мы находимся в периоде, когда приходит осознание своего достоинства. Есть известная ленинская работа «О национальной гордости великороссов». Там про политику, а мы про независимость.

Латкин напомнил, что картофелем он и вся его семья занимаются уже три десятилетия. Были и нехватка денег, и отсутствие цивилизованной стратегии выращивания картофеля, техники. Раньше, двадцать с лишним лет назад, всё убиралось руками. Приглашали людей, в том числе бабулек и студентов:

– Картофель – наше добро, и мы на нём держимся. Дальше будем развивать и свой картофель, предложенный щёлковскими специалистами, и тот, который требует рынок. Мы не уйдём от рынка сразу, это не происходит стихийно. Так можно просто разориться! Как переходили на импортные сорта картофеля? Постепенно отказывались от наших и плавно переходили на импортный материал. Так же плавно и незаметно надо будет вернуться обратно, на отечественные позиции.

Вот что сказал «Аргументам недели» замминистра сельского хозяйства области Олег Григорьев о доступе к мерам господдержки для крупных и мелких производителей:

– Доступ для всех товаропроизводителей к субсидиям и другим мерам господдержки одинаковый. Другое дело, у крупных есть ресурсы и люди, юристы, способные заполнить и правильно оформить документацию. Небольшим товаропроизводителям помогает наше управление сельского хозяйства области. Крупные производители более эффективны. Но крупный может схлопнуться, и тогда отрасль спасут мелкие.

– Подталкиваете мелкие хозяйства как-то организоваться?

– Взяли тренд на создание потребительских кооперативов, чтобы переложить на них проблемы организации, закупки средств защиты и питания растений, административные вопросы, вопросы сбыта, получения грантов и субсидий. Высокий уровень производства картофеля у нас уже есть.

– Все знают, что Нижегородская область обеспечивает картофелем не только себя, и что касается продовольственной безопасности – вроде бы проблем нет.

– В среднем область собирает последние годы по 750 тысяч тонн, 330 центнеров с гектара. Хорошо это или плохо? Хорошо. Практически все муниципальные образования занимаются картофелем. Но нужны свои качественные семена, импортных семян порядка 90%. Отечественных сортов пока немного, порядка 10%. Но те, кто в теме, уже видят, что постепенно мы выходим на отечественное семеноводство. На уровне региона делается всё. Закроют нам бывшие партнёры границы, мы без картофеля не останемся.

– На что надо обратить внимание, чтобы эта отрасль была независима от ценовых колебаний и капризов погоды?

– Областные власти участвуют и продвигают гидромелиорацию – орошаемые земли меньше зависят от капризов погоды. На 11 тысячах гектаров орошаемых полей урожайность доходит до 800 центнеров с гектара.

Картофельный кластер области уже известен в России. Проблемы есть, и они понятны. Картофель сложно хранить. Недостаток современных мощностей хранения очевиден, и в области это понимают. Надо развивать производство конечных продуктов, надо развивать переработку – чипсы, снеки, крахмал, замороженное картофельное пюре. Если появится инвестор, готовый заняться переработкой картофеля, правительство Нижегородской области его поддержит всеми доступными способами – субсидиями, снижением налоговой нагрузки и другими инструментами для комфортного ведения бизнеса.

Участь картофеля предрешена

Ожидалось, что генеральный директор «Щёлково Агрохим» академик РАН

Салис Добаевич Каракотов

сразу начнёт говорить о прелестях современных достижений химиков. Но для начала он пошутил: «Вообще-то картофель я не люблю. Кушать – да, а так – нет. С детства напололся, насажался, наокучивался, наубирался этой картошки. А на самом деле на юге страны, в Карачаево-Черкесии, где я вырос, на высокогорье, где нет вирусов, где разводится семенной материал, картофель и капуста – две лучшие культуры, которыми мне приходилось заниматься».

Интересно, что постоянно занятых сотрудников в АО «Щёлково Агрохим» – около трёх тысяч. И разделены они не только регионами и расстояниями, но и по видам основной деятельности. 1500 человек заняты производством средств защиты и питания растений, и столько же работают непосредственно в полях, садах, селекционных центрах и на фермах. «Мы – большое, в общем-то, предприятие, с достаточно серьёзными сельхозугодьями. Климатические зоны – Поволжье, Урал, Черноземье, Адыгея, Краснодарский край». Сообщил, что есть животноводство:

– Если кого-то заинтересует быстрое воспроизводство высокоудойного поголовья, то у нас есть эмбриональный процесс, эмбриотрансфер, то есть по поставленной задаче можем имплантировать эмбрион и, повторюсь, быстро накапливать высокоудойное поголовье. Этот объект находится в Липецкой области. Делают в «Щёлково Агрохим» противоградовые сетки для садов, и есть собственные сады на юге России – 155 гектаров в этом году, в следующем площади вырастут до 275 гектаров. В Нижегородской области уже растут наши семена сахарной свёклы, они хорошо себя показали по всей стране. В этом году мы обеспечили ими 15% рынка. Селекционный центр находится в Воронежской области.

В Орловской области селекционный центр занимается семенами зерновых и зернобобовых, на юге страны работают над селекцией кукурузы и подсолнечника. Похоже, что для незнакомых картофелеводов он после этих слов стал своим, не химиком, а аграрием. Парадокс, но Салис Каракотов сообщил картофелеводам, что единственная культура, для которой «Щёлково Агрохим» не готовит семенной материал, – картофель:

– Возможно, заинтересуемся! Олег Викторович (замминистра сельского хозяйства области) очень правильно говорил о государственно-частном партнёрстве. Во всяком случае превращать картофель в чипсы мне очень нравится.

Дошли и до химии – производства средств защиты и питания растений. Здесь важно отметить, что все системы «Щёлково Агрохим» созданы так, чтобы не навредить природе, почве, потребителю. Всё в наноформуляциях, микродозах. Действовать мягко, обрабатывать по системе! Начиная от предпосадочной обработки семян, борьбы с вредителями, болезнями и сорняками. Подкормка микроэлементами. Отечественные объёмы производства СЗР растут, по признанию академика Каракотова, бешеными темпами. Из 235 тыс. тонн, которые «проглотило» отечественное сельское хозяйство в прошлом году, 143 тыс. тонн были российскими СЗР, то есть 62%. И процесс развивается, идёт реальное импортозамещение.

Участь картофеля также предрешена – будут работать с отечественными средствами защиты. Переход на СЗР российского производства неизбежен, но будет происходить плавно. И начнётся квотирование на ввоз импортных средств, что тоже очевидно в современных условиях. И пропорционально будет расти урожайность. Салис Каракотов поясняет, откуда эта уверенность:

– В 2010 году доля отечественных семян на рынке стремительно катилась к нулевой отметке. Доля на рынке средств защиты растений от отечественных производителей тогда была около 30%. Сейчас эта цифра – 62%, а урожайность основных культур не упала, а выросла. По сахарной свёкле, например, средства защиты практически на 100% уже отечественные. Поэтому с картофелем будет та же самая история, даже не сомневайтесь. К 2030 году ввоз в страну иностранных СЗР практически прекратится.

Академик Салис Каракотов называет простые цифры – наши системы защиты и питания на 20–30% предпочтительнее импортных:

– Мы ни в чём не уступаем зарубежным производителям, а кое-где и лучше. А один вложенный рубль в технологии ухода и возделывания даёт три. Мы – единственная компания, которая выпускает весь ассортимент систем защиты и питания растений! Весь! Включая такие редкости, как феромоны насекомых, микробиологические препараты, специальные удобрения. В портфеле компании более 170 средств защиты и питания растений и 120 патентов на собственные изобретения.

Без современных технологических решений о стабильных урожаях можно только мечтать. Уже очень многие хозяйства сделали ставку не только на новую высокоэффективную технику, но и на системы обработки почвы и растений, посадочного материала – то есть на науку.

В общем, когда объезжаешь поля самых разных хозяйств, видно, что никто не пытается «пустить пыль в глаза» – ровные ряды картофельной зелени уходят за горизонт, а налитые, тяжёлые колосья пшеницы со дня на день ждут появления комбайнов.

На пшеничном поле широкие следы от проходов трактора с опрыскивателем. Шикарная пшеница сорта Ермоловка примята. Вслух выражаю сожаление – и правда жаль! Салис Каракотов тут же отзывается:

– Так везде примято 4% посевов. Дроны-беспилотники с опрыскивателями были бы способны сохранить у зерновых по два центнера с гектара. А может, и больше!

АО «Щёлково Агрохим»

В 2022 г. компания «Щёлково Агрохим» презентовала собственный сорт озимой пшеницы Ермоловка, поставив сразу два рекорда. В 2023 г. на производственных посевах ООО «Дубовицкое» в Орловской области был установлен рекорд по самой высокой урожайности озимой пшеницы в России – 103, 7 центнера с гектара. Второй рекорд, на селекционных участках, зафиксирован в НПО «Бетагран Семена» Орловской области, где удалось достичь максимальной продуктивности растений в условиях этого года – 122, 6 ц/га. Результаты уборки пшеницы сорта Ермоловка в августе 2023 г. внесены в Книгу рекордов России. Салис Каракотов в разговоре обмолвился, что Ермоловка на опытных делянках показывала и 180 ц/га!

В 2024 г. «Щёлково Агрохим» произведёт 49 тыс. тонн средств защиты растений, из них 6, 3 тыс. тонн будут экспортированы в страны СНГ, Египет, Алжир, Марокко, Турцию, Сербию, Монголию и ряд других стран. Это лидер на рынке СЗР, более 25 лет создаёт препараты в инновационных формуляциях. Доля на внутреннем рынке – около 15%. В прошлом году произведено СЗР более чем на 40 млрд рублей, в этом будет рост на 10%. А в тоннах рост выражается в ежегодной прибавке в 15–18%. Всё говорит о том, что отечественные СЗР востребованы как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. Резервы есть – сегодня мощности всех предприятий компании позволяют производить до 110 тыс. тонн СЗР, а это приблизительно половина внутреннего рынка.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram