Стресс, который портит жизнь
3 октября 2023, 11:47 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]
В современном обществе понятие «стресс» уже давно перешло из разряда научных терминов в повседневный обиход. Более того, данное состояние занимает лидирующие позиции среди факторов риска развития большинства заболеваний.
Гипертония, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язва, нервные расстройства и психические недуги — вот далеко не полный список болезней, развитие которых способен ускорить сильный или длительный стресс...
Стресс — это состояние, которое возникает как реакция организма на любые события или требования, с которыми человеку трудно или невозможно справиться. Можно смело сказать, что жизнь это постоянная череда стрессов.
И сегодня гость нашей редакции — создатель челябинской научной школы по изучению стресса Вадим Цейликман, заведующий лабораторией перспективных исследований молекулярных механизмов хронического стресса в Южно-уральском государственном университете, профессор факультета фундаментальной медицины Челябинского госуниверситета, профессор института медицины и психологии Новосибирского госуниверситета.
— Вадим Эдуардович, что нового в вашем коллективе исследователей? Вам явно надо поторопиться, ведь стрессовые реакции сегодня нас просто захлестывают…
— Совсем недавно удалось опубликовать наши экспериментальные исследования, которые посвящены механизмам развития посттравматического стресса (ПТСР), а попутно вскрылись и механизмы устойчивости к посттравматическому стрессу. И это удалось опубликовать в Международном журнале молекулярных наук открытого доступа, посвященном исследованиям в области химии, молекулярной физики и молекулярной биологии. Этот ежемесячный научный рецензируемый журнал издается в Базеле, Швейцария. И читают его ученые в любой точке Земного шара. По крайней мере есть такая площадка, где можно отследить количество прочитанных публикаций. И на данный момент уже 50 коллег точно изучили данную работу.
— Это коллеги со всего мира?
— Да. Это специалисты из Нидерландов, Соединенных Штатов, Германии и Китая…
— И вы тем самым показали им, что Российская наука из себя все еще что-то представляет?
— И даже более того: у Российской науки есть все условия, чтобы занять лидирующее положение в той области, в которой я работаю…
— Это изучение стресса?
— Да. Механизмов посттравматического стресса (ПТСР).
— Вы не преувеличиваете?
— Я даже прибедняюсь.
Стресс — это удар по голове?
— Скажите профессор, эта публикация создавалась вами в коллективе с единомышленниками?
— Несомненно. Безусловно. Это творческий коллектив в котором принимали участие помимо исследователей из Челябинска, с факультета фундаментальной медицины Челябинского госуниверситета, кроме сотрудников ЮУрГУ —ученые из Москвы, из института морфологии человека… И собственно говоря, благодаря москвичам, мы получили уникальные снимки с электронного микроскопа…
— А что снимали-то?
— Митохондрии — органеллы диаметром обычно около одного микрометра…
— Митохондрии, каких клеток?
— Митохондрии гепатоцитов. Клеток печени.
— Эти снимки должны были иллюстрировать степень поражения клеток печени при ПТСР?
— Абсолютно верно, и более того именно благодаря этим снимкам и было сделано удивительное открытие…
— Подождите немного про открытие… Насколько я помню, ваша жена, Ольга Цейликман, докторскую степень уже получила за изучение именно поражения печени при стрессе…
— Несомненно, но там не был посттравматический стресс. Там был хронический. А ПТСР и хроническое стрессовое расстройство — две большие разницы.
Мир, в котором стрессы постоянны
— Объясните это в доступной форме…
— ПТСР — это всегда последствия, которые развиваются со временем. А там шли исследования непосредственно после того, как стресс уже прошел.
— Понятно. Вы сказали, что было сделано открытие. С гордостью, а я вас прервал. Давайте к этому вернемся…
— Ну, для начала — это все связано с тем оригинальным направлением, которым была занята наша исследовательская группа.
— Ваша научная школа?
— Да, школа, которую я создавал долгие годы. Мы смотрим совершенно по-иному на природу ПТСР…
На ухабах судьбы
— Как?
— Мы рассматриваем причину ПТСР как результат нарушения межорганных взаимодействий. В то время как большинство из исследователей просто глубоко зарылись в мозговых структурах. И действуют примерно как написано в песне Владимира Высоцкого: «Все мозги разбил на части, все извилины заплел…». Так сейчас большинство исследует посттравматический стресс…
— Подождите, подождите. Вы хотите сказать, что стресс сразу же бьет по органам? Я-то думал, что он через мозг на органы воздействует…
— Да. Мозг называют чуть ли не самым главным органом адаптации. Но это тот случай, когда короля делает свита, потому что, если посмотреть на работу любого нейрона как нервной клетки, он, безусловно, никому не передоверит синтез собственных белков. Но во всем остальном, он должен получать ресурсы из печени. И вот здесь главная загвоздка: для того чтобы мозг функционировал, он должен получать только глюкозу. А источником глюкозы, сахара в крови, является печень. Для того чтобы шла передача сигналов от одного нейрона к другому он должен получить из печени холестерин, потому что, оказывается, холестерин необходим именно для той зоны мозга, которая называется синапс, то есть, мембрана синапса. Для того чтобы полноценно уже передавалась информация от нейрона к нейрону. Можно представить, что будет с нейроном, если печень даст сбой…
— Так печень-то дает сбой после того, как мозг пошлет ей какие-то сигналы о стрессе…
— При хроническом. А при посттравматическом уже тот самый сбой, который был у печени при хроническом стрессе, бьет по самому мозгу…
— То есть, вы хотите сказать, что когда человек испытывает серьезный стресс, то страдают напрямую внутренние органы?
— Более того, это страдание просто нарушает работу мозга.
— Понятно. Но все же, насколько эта ваша работа может быть использована практически? Сейчас в нашей стране, к сожалению, много людей, испытывающих стресс... Или это все-таки фундаментальная наука?
— Это фундаментально-ориентированная наука. Или то, что называется трансляционная медицина. Это современная междисциплинарная область знаний, объединяющая элементы клинической медицины и последних достижений в молекулярной и клеточной биологии, физиологии, генетики, биоинформатики, фармакологии, химии, физики и других областей знаний для максимально быстрой и эффективной разработки и применения новых терапевтических и диагностических подходов в клинике. Фундаментальных исследований на практике…
Справка АН:
Имя Вадима Эдуардовича Цейликмана, доктора биологических наук, хорошо известно не только в России, но и заграницей. И это неудивительно. Он обоснованно гордится тем, что в возглавляемом им коллективе есть его замечательные ученики. У Вадима Цейликмана пять подготовленных докторов наук и 25 кандидатов. У всех тематика — стресс. А сегодня одним из важнейших направлений исследований в России становится боевой стресс — сложный процесс многофакторной адаптации индивида в условиях боевой обстановки.
Продолжение следует