На днях в Луганске состоялась знаковая премьера, Союз писателей ЛНР представил на суд зрителя первый короткометражный фильм «Путь домой». В небольшом по времени сюжете зритель проживает вместе с героем тот пласт истории, который прожил и продолжает проживать русский Донбасс. Трудно переоценить драматургию, жизненную фабулу, драматизм исполнения и музыкальное оформление ленты.
«Путь домой» стал дебютом творческого тандема Москвы и Луганска. Продюсером его стал столичный литератор, руководитель проекта СП ЛНР #КнигиДонбассу Вадим Комкин. Присоединился к творческой работе в качестве режиссера-постановщика московский кинорежиссер, сценарист и поэт Аркадий Нэтов. Оператор-постановщик фильма – луганский видеограф Сергей Решетников. А замечательную историю короткого описания Эпохи взял на себя глава СП ЛНР, член Общественной палаты (ОП) республики Глеб Бобров. Главными героями фильма стали ветеран комендантского полка ЛНР Александр Унгер и его семья. Отдельно надо отметить проникновенную музыкальную композицию на стихи известной луганской поэтессы, члена СП республики Елены Заславской. Воплотила песню московская рок-группа «Зверобой», спел ее вокалист коллектива Александр Носков.
Видеоряд короткометражки снимали в Вознесенском монастыре Луганской епархии Московского патриархата при участии настоятеля обители архимандрита Иоанна (Сухины), а также в памятных местах Луганска. История получилась жизненная, но широкоформатная. В несколько минут фильма авторы и исполнители смогли вместить огромный смысл Новороссии и Русского мира не в качестве лозунга, а жизни народа и его стремлений.
Нам удалось получить комментарии к премьере фильма от некоторых авторов и исполнителей, которые поделились с читателями «Аргументов недели» историями участия в знаковом проекте. Одним из первых своими мыслями поделился автор сценария, писатель-футуролог, автор нашумевшей «Эпохи мертворождённых» Глеб Бобров.
«Наш кинопроект «Путь домой» - первая, но, я надеюсь, не последняя кинопроба Союза писателей ЛНР. Прямо сейчас начата работа над следующим, принципиально новым проектом, также посвящённым драматическим событиям, терзающим Донбасс вот уже без малого десять лет.
Говоря о нынешнем коротком метре, стоит отметить, что он действительно получился пронзительным и, как говорят первые зрители, "аж до мурашек", по двум причинам.
Во-первых, в три с лишком минуты уложен экзистенциальный путь любого воина: дорога из войны, в храм, где он оставляет под епитрахилью свои грехи, Святое причастие и возвращение в семью.
Вторая составляющая в том, что в фильме снялся в роли самого себя настоящий герой, участник первого ополчения, летней битвы за Луганск, Чернухинско-Дебальцевской операции Александр Унгер, получивший несколько буквально смертельных пулевых ранений, но выживших вопреки злой воле украинских душегубов и благодаря профессионализму военных врачей Луганска и Военно-медицинской академии имени Кирова. Тут всё настоящее, награды Унгера, наш Вознесенский монастырь, духовный отец воина архимандрит Иоанн (Сухина), сын, дочь и внук Унгера.
Именно в отсутствии фальши на фоне глубинных смыслов и в достоверности картинки получился такой эффект», – охарактеризовал премьерный фильм Глеб Бобров.
Ответил на наши вопросы и главный герой фильма, ветеран боевых действий в Донбассе, мастер на все руки из Луганска Александр Унгер, которого наши читатели имеют честь знать по недавнему интервью.
– Александр, как возникла идея стать героем не только реальных событий в Донбассе, но и воплотить их символ на экране?
– Вообще идеи не возникало. От Глеба поступило предложение снять клип, я отнекивался. Когда поставили перед фактом, кто организатор этой идеи, я чуть призадумался, поскольку к этим людям я отношусь с глубоким уважением. А когда узнал сюжет и понял, что можно чуток поправки вносить, согласился. И сразу внесу поправку: не считаю себя таким, когда народ решит, тогда еще подумаю, это насчет героя.
– С Глебом Бобровым прорабатывали Вашего персонажа? Получилось очень органично и естественно.
– Ничего вообще не прорабатывали, все обсудили, как бывало не раз, и просто взялись за дело, внося по некоторым вопросам корректировки, дополнения.
– Что для Вас значит фильм «Путь домой»?
– Для меня этот маленький проект имеет определенное значение, и не одно. Первое – это не только мой путь домой, это путь каждого из нас, кто отстаивает интересы нашей необъятной Родины. Вопрос религии и нашей духовности, мы всегда просим у Бога помощи, защиты и всего другого, но не всегда его благодарим. Память о своих братьях, которые были со мной плечом к плечу, которые ушли, меня просто обязует помнить о них и просить о них Бога. Можно бесконечно вести беседу об этом. Я решился сделать что-то для понимания наших сограждан о происходящих событиях, о нашей вере, о памяти про боевых друзей.
– В будущем планируете участвовать в подобных проектах?
– Будет как будет, время покажет. Я люблю меньше говорить, а больше делать. В общем, на все воля божья. На жизнь посмотрим.
Значительную помощь в осуществлении премьерной ленты «Путь домой» оказал известный московский литератор, руководитель проекта СП ЛНР #КнигиДонбассу Вадим Комкин. Он уделил внимание послепремьерному комментарию и обозначил в беседе с «Аргументами недели» личное и общее отношение к творческому синтезу Москвы и Луганска в контексте снятого фильма.
«Начну с того, что для меня Донбасс – это не просто местность где-то на юго-востоке, а малая Родина. Моя мама родилась в небольшом шахтёрском посёлке, в 60 км от Луганска. И на сегодняшний день много родственников живут в Донбассе. Конечно, я их поддерживал и буду поддерживать. И выбор практически всех жителей Донбасса присоединиться к России – это и мой выбор. Если не говорить сухим протокольным языком, то он присоединился, а точнее, вернулся Домой.
Поэтому наш фильм так и называется «Путь Домой». Идея сделать фильм родилась не на пустом месте. С 2014 года я вожу сюда гуманитарные миссии и проекты и вижу, как живут эти люди. Как ежедневно выходя из дома на работу, они совершают свой маленький подвиг. Поэтому очень хочется, чтобы об этих людях узнали, как можно больше людей, здесь в материковой России. С членами съёмочной группы я знаком давно. Глеба Боброва знаю уже лет десять. У нас с ним немало совместных проектов. Аркадия Нэтова знаю лет пять, мы тоже с ним работали. Хочу ли я продолжать? Конечно хочу и материала у меня на несколько полнометражных фильмов. Но останавливает в первую очередь финансирование. Этот фильм я полностью финансировал сам и даст Бог сниму и ещё», – отметил в комментарии Вадим.
Исполнители саундтрека к фильму – знакомая нам уже группа «Зверобой». Ее солист Александр Носков также смог ответить на наши вопросы. Мы попросили музыканта рассказать, как он создал музыку и исполнил песню для ленты, о знакомстве с Еленой Заславской, и чем лично ему и группе «Зверобой» близка тема Донбасса.
«Я начну с конца. В общем, мне кажется, тема Донбасса близка каждому русскому человеку и сейчас, и все эти девять лет уже. Вот, поэтому мы с ребятами со «Зверобоя» стараемся ездить на Донбасс, давать там концерты, поддерживать мирных людей. И конечно же, людей военных, потому что им, на самом деле, труднее всего. Мы можем там как угодно думать, там делать какие-то прогнозы, но по факту, вот как они сделают своими руками, так и будет.
С Леной Заславской мы, конечно же, лично знакомы и познакомились в 2015 году, в Донецке, на фестивале «Большой Донбасс». И с тех пор, у группы «Зверобой» больше десятка песен на ее стихи написано.
А по поводу создания конкретно этой песни… Изначально в Интернете просто увидел ее стихотворение «На границах империи», и меня, что называется, зацепило. Сразу же пришла мелодия в голову, и я там дописал припев. В общем, стал ее наигрывать и потом понял, что не хватает еще куплетов, связался с Леной. Она тут же отреагировала, написала еще несколько куплетов. И в результате получилась такая песня, в том виде, в котором она есть. Потом мы со «Зверобоем» аранжировали ее, и все совпало для того, чтобы песня попала в фильм. Чему я очень рад!
Ну и пару слов, наверное, о самом фильме. Скажу как есть, когда я его посмотрел, мне показалось, что он несколько, как сказать, простоват. Но потом я осознал, что в этой простоте есть вся суть. На самом деле там показаны правильные ценности. Солдат, военный возвращается домой и заходит сначала в церковь. То есть, обращается к Богу, это важно. Молится, причащается, исповедается, потом идет к своей семье. Он как бы заряжается. Ведь нам сложно жить без Бога. Кто-то пытается, но знаете, потом приходится заряжаться чем-то другим: то алкоголем там еще чем-то. Здесь показано так все просто: человек зашел в храм, зарядился, потом пошел к своей семье. И потом, наверное, опять отправился на фронт защищать свою Родину».
Елена Заславская – известная поэтесса из Луганска, героическая и талантливая девушка. Мы смогли пообщаться в момент работы над материалом и задать творческой луганчанке вопросы по поводу фильма и своего участия в его создании.
– Елена, рады Вас приветствовать! Ваш стих стал музыкальным сопровождением «Пути домой». Как получилась такой чудесный синтез музыки и стихов?
– В марте этого, 2023 года, я написала стихотворение «На границах империи не спокойно». Оно было опубликовано в моем телеграмм-канале «Поэтесса Zаславская». Его прочитал Александр Носков, солист рок-группы «Зверобой», и началась работа над песней. У нас с Александром уже есть совместная песня – «Весенняя пасхальная», поэтому работать с Сашей мне легко, он чутко относится к поэтическому слову, и старается передать с помощью музыки и голоса те смыслы, которые были мною заложены в стихах.
Премьера песни состоялась на моем творческом вечере «Линия фронта. Линия жизни» в «Бункере на Лубянке» в Москве. «Зверобои» сделали мне такой подарок и исполнили ее для зрителей.
– Вы давно знакомы с Александром Носковым и группой «Зверобой»?
– С рок-группой «Зверобой» мы познакомились в 2015 году в Донецке на фестивале «Большой Донбасс». И знакомство переросло в дружку и сотворчество. Песни на мои стихи вошли в три альбома группы: «Война за мир» (2017), «Родина» (2018), «Русская весна» (2021), и я, надеюсь, что мы еще споем (улыбается).
«Эти русские», «Едут-едут-БТРы», «Благородный Дон», «В наших диких полях» – наши хиты. Мы не раз выступали вместе как агитбригада, еще до начала СВО, и уже после Дня Z: выступали перед бойцами, в военно-полевых госпиталях и больницах. Объездили, наверное, все ЛНР и ДНР.
Вот стихи о наших похождениях (улыбается):
АГИТБРИГАДА «ЗВЕРОБОЙ»
Фронтовые дороги. Раздолбанный ПАЗ.
Барабанщик Серёга уснул на снаряге.
Я хочу сохранить этот день на бумаге
Без прикрас.
Вот поёт свои песни в степи «Зверобой»,
И глядят нам в глаза на прощанье солдаты.
Я хочу, чтобы все вы вернулись домой.
Но уходят на фронт штурмовые бригады.
Мне сказала командир, что не плакал давно.
Мы поплачем потом, после нашей Победы.
И все вместе споём за огромным столом
Песни те, что сегодня не спеты.
2023
– А с другими участниками съёмочного процесса пересекаться доводилось?
– Ну, конечно! Глеб Бобров – глава Союза писателей ЛНР, наша легенда – наш ледокол! Автор нашумевшего романа «Эпоха мертворожденных», в котором он предсказал войну Украины и России. Про Унгера узнала из очерка Боброва «Три пули разведчика Унгера» и была потрясена прочитанным. А на премьере фильме познакомилась с героем очерка. Александр, как и мой отец, – ополченец первой волны, один из тех, кто первым встал на защиту земли Донбасса.
– Как можете охарактеризовать значение таких фильмов, как наша премьера, для русского Донбасса и Большой России в целом?
– «Путь домой» – это ведь не только путь солдата домой, это еще и путь Донбасса домой – в Россию. И именно такие фильмы показывают, каким был этот путь, чем пришлось пожертвовать и ради чего, и за что мы воюем!
Режиссёром-постановщиком «Пути домой» стал Аркадий Нэтов, московский продюсер, режиссер, поэт-декадент, драматург, факир, учитель. Он также прокомментировал премьеру исторической зарисовки.
– Аркадий, как возникла идея создать такой знаковый фильм?
– Вадим Комкин, продюсер наш, приехал ко мне и привез сценарий. Он неоднократно привозил подобное. В какой-то момент мы начали уже вместе думать над идеей и решили, что надо сделать этюда такой, что ли. Небольшой фильм, в котором надо постараться избежать каких-то лишних смыслов. И мы работали именно над этим, чтоб сюжет был простой и понятный, чем глубоко бы цеплял. История совершенно простая, она легко читается в фильме. Но за этой простотой скрывается глубина и нашего героя, и всего русского народа. Мы постарались вложить такую идею в эту историю. Ещё, что касается идеи, важно было для меня лично – исключить образ врага. Вы видите, что в фильме его вообще практически нет, этот образ вообще никак не фигурирует. Потому что в фокусе моего внимания был главный персонаж, герой, его судьба, который делал свое дело, делал честно, для которого понятие товарищество, братство, Родина – всё это есть, настоящее. Я очень рад, что поработал с Александром Унгером. Я очень впечатлен этим человеком, на самом деле. Считаю, что таких людей надо популяризировать и развивать идеи их образа. Еще образ отца я старался прорисовать в этом фильме. Вы знаете, сейчас образ отца демонизируется в медиа, в СМИ. А я отец-одиночка, у меня трое детей, жена умерла. Поэтому тема отцовства и позитивного образа отца для меня очень важна. И все это мы заключили в этот фильм.
– Быстро нашли общий язык с коллегами по площадке? Споры возникали в ходе работы? Творческие, например?
– Да никаких не было споров у нас. Мы все знали, что мы делаем. В принципе, мы приехали туда и все горели этой идеей. Никаких не было споров. Все очень здорово работали. И все были заражены этой идеей: это путь домой, путь человека домой, путь Донбасса домой – все это мы вложили в этот фильм. Это фильм про человека, про героя. Кстати, я когда работал над аркой самого сюжета, персонажа, я сделал так, что ключевое событие у меня – это исповедь, которая является ключевым событием в этом фильме. Чудо исповеди меняет этого человека. Если в начале он идет весь загруженный идеями, там взрывы какие-то слышатся, еще что-то, то после исповеди ему стало легче. Он своих друзей помянул. И конечно, еще из идеи было важно нам отразить там разные национальности. Хотя дело даже не в национальности. И то, что вера может быть у каждого своя, но в сущности мы все единый народ, и все делаем одно дело.
– Что лично для Вас значит тема Донбасса?
– Что касается темы, я первый раз был на Донбассе и в Луганской Народной Республике. Я сильно впечатлен этой поездкой. Впечатлен, в первую очередь, от того, что я увидел там таких же людей, как мы. Это наши люди. И я понял, что война идет 10 лет. Я так-то знал, что там с 2014 года всё дело, все мы знали, но казалось, как будто это какая-то другая страна. Но это не другая страна. Это и есть наш народ, это и есть наши люди. И все, кого я там видел, все производили впечатление очень родных людей. И это было очень ценно для меня. И сейчас для меня ценно понимание того, почему все это происходит. Это вполне себе справедливо, и еще важно было понять, что эти люди в Донбассе боролись столько лет, чтобы стать русскими. Это так ценно! Здесь у нас кто-то в эмиграцию уезжает, кто-то еще куда, кому-то стыдно быть русским. Мне не стыдно, вот сейчас мне не стыдно. А когда есть такие люди, как Донбасс, как Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика! Люди, которые воюют за право быть русскими, – это большой пример всем здесь нам, на самом деле. Здесь многие что-то дергаются, боятся. Есть бесстрашные люди, которые 8 лет боролись. И я очень рад за них, что у них получилось, и они воссоединились. Путь домой получился, он свершился.
Добавлю по поводу иди, что тоже для меня было важно. Отразить, чтобы было понятно, за что Унгер и не только он, а вообще все, кто выжил, и те, кто умерли, за что они сражались. Они сражались за мирный Луганск, за этих детей, которые бегают по улицам, за своих детей, которые ждут на лавочке. За эту мирную жизнь люди отдавали свои жизни. И это я постарался отразить в фильме. Если уж говорить, что это за фильм: мы как бы вернулись к модерну. То есть, здесь все должно быть понятно: кто хороший, а кто плохой. Я все делал для того, чтобы убрать какие-то лишние смыслы, чтобы идея работала очень четко и точно, чтобы за эти три минуты мы реально касались сердца людей. И я вижу по отзывам, что это сработало. У нас получилось – это очень здорово и ценно!
– Будете продолжать подобный формат?
– По поводу продолжения я не знаю. Вадим там что-то планирует. Я, в принципе, не против снимать продолжение, если будут достойные идеи и сценарии, которые не противоречат моим мыслям, моей концепции, я поддержу с удовольствием.