Аэропорту «Иркутск» пообещали очередное расширение
№ () от 1 августа 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
В иркутском аэропорту в последний год стало ощутимо тесно. Путешественники и командировочные постоянно отмечают очереди на входе в терминал, плотно набитые людьми проходы и помещения внутри него. Ясно, что пропускная способность воздушной гавани находится на пределе. А строительство нового аэропорта — вопрос не ближайшей перспективы. Приемлемый выход из ситуации — возведение еще одного терминала — был озвучен 31 июля на совещании региональных властей с помощником президента РФ Игорем Левитиным и полпредом президента в СФО Анатолием Серышевым. Впрочем, такие планы озвучивались и ранее, но реализованы не были.
В аэропорту Иркутска необходимо построить новый терминал и провести реконструкцию действующей взлетно-посадочной полосы. Параллельно с этим будут идти работы по рассмотрению перспектив строительства нового аэропорта в районе села Позднякова Иркутского района с учетом планов развития города. Такие вопросы обсуждались на совещании в Иркутске с участием помощника президента РФ Игоря Левитина, полномочного представителя президента по Сибирскому федеральному округу Анатолия Серышева, генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова и губернатора Иркутской области Игоря Кобзева.
«Мы должны обеспечить комфортные условия для трех миллионов пассажиров в действующем аэропорту. Для этого необходимо строить новый терминал, делать реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Проектировщики получат поручение рассмотреть возможность строительства второй ВПП, которая должна быть в этом аэропорту и не мешать жителям прилегающих территорий по шумовым воздействиям», — отметил в ходе совещания Игорь Левитин.
Для увеличения пропускной способности действующего аэропорта Иркутска планируется построить дополнительный терминал. Это будет модульное быстровозводимое здание. В нем разместят зону прилета, выдачи багажа и ожидания трансфертных пассажиров внутренних авиалиний. Рядом сделают автопарковку.
«Это первоочередная задача, думаю, в течение года мы ее реализуем. Проект мы сегодня показали, рабочая группа его одобрила. А дальше — это основной действующий аэропорт, новый, строительство которого мы все равно планируем. Он остается в указе президента России. Мы будем подводить инфраструктуру к нему: автомобильные и железную дороги, магистральный трубопровод. Все это нужно смотреть с концессионером, который даст свои заключения», — обрисовал перспективы Игорь Кобзев.
Строительство нового аэропорта Иркутска предусмотрено указом президента Российской Федерации 2014 года «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области». С 2015 по 2022 годы в реконструкцию аэропорта за счет прибыли акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск» вложено более 2,7 миллиарда рублей. Проведен капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий аэродрома и светосигнального оборудования, реконструкция взлетно-посадочной полосы. До 2026 года планируется вложить в реконструкцию более 800 млн руб. В 2022 году аэропорт Иркутска обслужил более 2,6 миллионов человек. Ожидается, что в этом году пассажиропоток достигнет 3,5 миллионов человек.
Суждено ли реализоваться озвученным планам — покажет ближайший год. Стоит напомнить, что идея строительства нового терминала в действующем аэропорту — не новая. Пять лет назад при губернаторе Сергее Левченко на территории воздушной гавани даже прошла церемония закладки первого камня в основание нового терминала. Предполагалось, что он будет построен за два года, обойдется в 7 млрд рублей и совместит в себе терминалы внутренних и международных линий. Однако стройка так и не началась.
В июне прошлого года руководство аэропорта заявляло о планах по возведению пристроя для размещения там зоны прилета и получения багажа. «На протяжении многих лет были разные предпроектные проработки, порядка 10 различных проектов — и по пристроям к терминалу внутренних воздушных линий, и по пристроям к терминалу международных воздушных линий, и объединенный терминал, который планировался в 2019 году и потом сорвался. Сейчас в проработке — вопрос расширения зоны прилета внутренних воздушных линий», — рассказывал депутатам представитель предприятия во время одной из сессий заксобрания. Эти же планы озвучивались и в начале текущего года.
Примечательно, что по пути строительства нового терминала, а не аэропорта пошли в соседней Бурятии. В конце июля в Улан-Удэ (где с увеличением туристического потока ежегодно возрастает нагрузка на аэропорт) с визитом побывал премьер-министр Михаил Мишустин. Он сообщил, что федеральное правительство создало условия для реализации инвестпроекта по строительству аэровокзального комплекса аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ. Общий объем частных инвестиций составит 3,6 млрд рублей.
На территории международного аэропорта «Байкал» планируется строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий. После его открытия пропускная способность вырастет до 400 человек на вылет и 500 — на прилет, тогда как сегодня это 200 и 250 пассажиров соответственно. Комплекс сможет обслуживать до 1 млн пассажиров в год. Действующее здание аэропорта полностью оборудуют для международных вылетов.
Все работы ведутся по графику. В настоящее время подготовлено основание для фундамента терминала и пожарных резервуаров, прокладываются линии электроснабжения и каналы инженерных сетей от точек подключения. Аэровокзальный комплекс планируется сдать в сентябре 2024 года.